Содержание статьи капитана К.Булочко "Требования фронта к рукопашному
бою" следует рассматривать гораздо шире, чем это делает полковник
Т.Климов. Всесторонне анализируя современный ближний бой, тов. Булочко,
по нашему мнению, пришел к правильному выводу о том, какие основные
навыки необходимо вырабатывать у бойцов и в каком направлении должны
быть перестроены существующие программы. Одновременно тов. Булочко
дал ряд полезных советов об организации и методике тренировки по
рукопашному бою.
В ближнем бою даже секунды имеют решающее значение. Поэтому необходимо
развивать в наших бойцах такие качества, как быстрота и ловкость
в действиях. Бойца нужно обучать так, чтобы он мгновенно реагировал
на действия противника и первым производил выстрел, бросал гранату,
пускал в дело штык, наносил врагу удар прикладом, кулаком, ногой.
Кроме того, для развития у бойца выносливости, его необходимо втягивать
в длительные переходы и марш-броски с преодолением естественных
и искусственных препятствий. Наконец, большое внимание следует уделять
развитию у бойцов наблюдательности и сообразительности, без чего
перечисленные выше качества обесцениваются.
Все эти требования подтверждены опытом Отечественной войны. Именно
они заставили нас уже в ходе войны пересмотреть некоторые вопросы
физической подготовки, а также организацию и методику обучения рукопашному
бою. Так, например, развитие выносливости у бойцов достигается путем
тренировки в упражнениях, требующих максимального напряжения в короткий
промежуток времени. Такими упражнениями являются: переползания "на
получетвереньках" и "по-пластунски" на скорость;
марш-броски на 1-3 км; преодоление штурмовой полосы, насыщенной
различными препятствиями, в условиях внезапного нападения противника
и его обстрела и т.д.
Наблюдательность, сообразительность и внимание развиваются как на
занятиях по рукопашному бою, так и путем комплексирования его приемов
с другими видами боевой подготовки: огневой, тактической и строевой.
Рекомендуемые тов. Булочко "подвижные" чучела способствуют
выработке у бойцов ловкости и быстроты действий, так как вынуждают
последних маневрировать, чтобы нанести укол. Тренировка на таких
чучелах особенно необходима для действия в сложных условиях: в лесу,
траншеях, зданиях и т.п. Применяемые до сих пор "чучела со
станками" мало пригодны для этой цели.
"Подвижные" чучела на Ленинградском фронте нашли широкое
применение и вполне себя оправдали. Поэтому напрасно полковник Климов
пытается обесценить их роль в обучении. Нельзя забывать, что содержание,
а не форма определяет сущность учебного процесса.
Следует ли отказаться вовсе от чучел со станками? Мы считаем, что
нет: в определенных условиях ими можно воспользоваться. Повторяем,
однако, что для выработки у бойца подвижности, быстроты и сообразительности
"подвижные" чучела являются незаменимыми.
Но не все положения статьи тов. Булочко являются бесспорными; некоторые
из них на наш взгляд, требуют уточнения. Например, не подлежит сомнению,
что обучение штыковому бою воспитывает у бойцов постоянное стремление
к сближению с врагом для уничтожения его в рукопашной схватке. Следовательно,
пренебрегать этим действенным воспитательным средством нельзя.
Предлагаемый тов. Булочко съемный обоюдоострый штык длиной 20-25
см имеет ряд недостатков. Перед атакой его нужно примыкать к винтовке,
что неизбежно ведет к ослаблению огня. Для выполнения укола таким
штыком винтовку нужно поворачивать влево. Имеющийся на вооружении
четырехгранный "откидной" штык (на карабине) всегда примкнут
к оружию, что обеспечивает постоянную готовность его к действию,
создает уверенность у бойца в своем оружии. Техника укола четырехгранным
штыком значительно проще, а по своим результатам укол этим штыком
превосходит другие. Поэтому мы считаем, что штык должен быть четырехгранным
и "откидным". Кроме того, каждого бойца необходимо вооружить
"финским ножом".
Предложения автора о сокращении количества приемов действий штыком
следует принять с оговоркой: какие приемы сокращать? Капитан Булочко
высказался против "шагистики", хотя сам же рекомендует
применять "повороты" в изготовке к бою. Разве это не "шагистика"?
Мы считаем возможным, при ограниченном сроке обучения, оставить
только два приема: "отбив вправо-укол" и "отбив влево-укол".
Придавая огромное значение приемам нападения и атаки в целях сохранения
за собой инициативы, мы, тем не менее, не можем согласиться с тов.
Булочко в том, что защитные действия являются "второстепенными".
В определенной обстановке инициатива может оказаться в руках противника;
в этом случае - для отвоевания инициативы - крайне важны навыки
защитных действий. Поэтому наряду с изучением приемов нападения
нужно обучать и приемам защиты.
Значение гранат в бою неоспоримо. Однако нельзя признать целесообразным
предложение капитана Булочко о том, что бойцы должны носить с собой
4-8 гранат. Восемь гранат весят около 5,5 кг. Такой груз отягощает
бойца и очень затрудняет его действия. Мы считаем, что бойцу достаточно
иметь при себе четыре гранаты, а увеличивать количество их следует
лишь при назначении бойца в засаду, охранение и т.п.
Тренировка к действиям ночью занимает не последнее место в наших
программах боевой подготовки. С этой точки зрения тов. Булочко прав,
включив отработку приемов рукопашного боя также в ночных условиях.
В то же время нельзя согласиться с его предложением о тренировке
бойцов в затемненных помещениях (дом, сарай). Для этого легче и
проще применять очки с затемненными стеклами. Однако и это не может
заменить реальных условий ночи. Самое лучшее - тренировать бойцов
ночью, ибо значение имеет не только темнота, но и подготовка организма
к максимальной активности и бодрствованию в ночных условиях.
Введенный тов. Булочко новый термин "подвижная тренировка"
неудачен, ибо он логически предполагает какую-то "неподвижную
тренировку", о которой в статье не упоминается. Мы рекомендуем
оставить уже вошедшие в жизнь термины: тренировка "попутно",
т.е. при следовании на занятия или возвращения с них и тренировка
в "процессе", т.е. на занятиях по тактической, огневой
и строевой подготовке.
|