на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКА  

Заслуженный мастер спорта СССР капитан
К. Т. БУЛОЧКО


Современный бой предъявляет высокие требования к психофизическим и морально-волевым качествам бойца-разведчика. Разведка должна вестись активно, непрерывно (днём и ночью) и целеустремленно. Действия разведывательных органов в большей мере, чем какой бы то ни было другой вид боевой деятельности, требуют от бойца мобильности, предельного напряжения всех сил, терпения, выдержки, выносливости и стойкости.
Для того чтобы эти требования могли быть выполнены, необходима исключительно высокая физическая подготовка всего рядового, сержантского и офицерского состава, всех разведывательных частей и подразделений Красной Армии, непрерывная предварительная тренировка их перед выполнением боевых задач, а также в учебных условиях, максимально приближенные к современным боевым действиям.
Служба в разведке - почётная, но зато и самая трудная. На войне разведчик, как никто другой, подвергается риску и опасностям.
Участвуя в поисках, засадах, налётах, в разведке боем, действуя в глубоком неприятельском тылу, разведчик вынужден часами, сутками, а иногда и неделями выдерживать предельное нервное и физическое напряжение: ему приходится передвигаться десятки километров пригнувшись, крадучись, переползать и преодолевать препятствия и преграды, стойко переносить холод, жару, голод, жажду, непогоду и отсутствие сна, быстро приспосабливаться к лишениям и довольствоваться максимально короткими сроками отдыха. При выполнении боевых заданий разведчик должен выдерживать длительное статическое напряжение; нередко он часами сидит или лежит в согнутом и неудобном положении, на очень близком расстоянии от противника ведя наблюдение и прислушиваясь к тому, что у него происходит. Зачастую разведчик вынужден быстро переключаться от одного вида действий к другому, переходя от неподвижных положений к быстрому бегу, от быстрой перебежки или стремительного преодоления препятствий к моментальной остановке, "замирая" в положенья лежа, присев или стоя. В рукопашной схватке, в борьбе с противником с оружием или без оружия, при связывании и доставке пленного разведчик обязан действовать быстро, смело, дерзко, с применением большой, физической силы. Во время ночных действий обстановка требует от разведчика тонкости мышечного чувства и осязания, утонченности слуховых и зрительных восприятии. Таким образом, разведчик должен обладать отлично развитыми физическими и волевыми качествами, хорошим состоянием здоровья и разносторонним физическим развитием.
Физическое воспитание и тренировка бойца-разведчика должна проводиться систематически и непрерывно в ходе учебно-боевой подготовки, в действующих частях после выполнения боевых заданий, в перерывах между заданиями, при выводе частей и подразделений из боя на отдых; в резервных и учебных частях и подразделениях - повседневно при следовании на любые занятия и возвращении с них; на специальных занятиях по строевой и физической подготовке; на всех занятиях по боевой подготовке, а также в часы и дни массовых спортивных мероприятий.
Основными задачами физического воспитания и подготовки бойца-разведчика являются:

  • общее укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие;
  • совершенствование морально-волевых и физических качеств: силы, скорости и ловкости; быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятии (т. е. умения быстро и точно воспринимать происходящее, передавать виденное, слышанное, ощущать нужное и правильными действиями отвечать на неожиданности), терпения, выдержки, выносливости; способности организма противостоять утомлению при продолжительных действиях;
  • воспитание смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, боевого пыла, дерзости и инициативы, самостоятельности, исполнительности, хитрости и чувства взаимной выручки;
  • выработка прочных навыков в применении различных приёмов и способов действий:
    1. в бесшумном передвижении, в передвижении шагом, бегом, перебежками и переползанием при разнообразной обстановке на любой местности, в различное время года и суток, при различной погоде и нагрузке;
    2. в преодолении различных естественных и искусственных препятствий (без груза и с грузом);
    3. в метании гранат из любого положения по неподвижным и подвижным целям;
    4. в умении пользоваться различным оружием (огнестрельным и холодным);
    5. в овладении мастерством борьбы в рукопашной схватке, а также искусством захвата противника в плен;
    6. в передвижении в воде, в плавании, в прыжках в воду, в нырянии и преодолении водных преград (вброд, вплавь на табельных и подручных переправочных средствах);
    7. в передвижении на лыжах и, действиях на них в разведке и в бою;
    8. в соскакивании на ходу с различных видов транспорта (и вскакивании);
  • закаливание в перенесении холода, жары, болевых ощущений, больших физических и волевых напряжений.

Задачи физической подготовки бойца-разведчика могут быть полностью разрешены только в результате ряда мероприятий, входящих в режим дня и проводимых ежедневно в ходе специальных и учебных занятий по всем разделам боевой подготовки; к осуществлению этих мероприятий должны быть обязательно привлечены офицеры всех степеней и весь медицинский состав частей и учебных заведений, подготовляющих кадры разведчиков Красной Армии.
Основными мероприятиями, направленными к обеспечению высокой физической подготовки разведчика, являются:

  • правильный режим и распорядок дня, правильное чередование боевой работы, отдыха, приёма пищи и сна;
  • ежедневные утренние физические упражнения или разминка;
  • специальные занятия по физической подготовке, проводимые регулярно через 1-2 дня;
  • специальная физическая тренировка перед выполнением боевого задания (индивидуально или в составе группы, днём или ночью);
  • массовая спортивная работа и состязания, проводимые регулярно во вне боевое и вне учебное время;
  • ежедневная физическая тренировка на строевых, тактических и других занятиях по боевой подготовке, а также периодическая физическая тренировка и закаливание в перенесении различных трудностей при подготовке и выполнении специальных боевых заданий, во время многодневных выходов в поле с отрывом от баз, на отрядных учениях и манёврах.

При устройстве быта, установлении режима и распорядка дня, при планировании всех занятий и специальных тренировок следует учитывать, что физическая нагрузка всего личного состава должна обеспечивать проведение интенсивных и разнообразных действий. Следует правильно чередовать практические занятия с теоретическими, более напряжённые с менее утомительными, а также тренировать разведчиков в действиях при недосыпании, при выполнении заданий в непогоду и т. п. Разведчикам необходимо предоставлять время для отдыха и сна, а также питание, обеспечивающее восстановление сил, затраченных на этих занятиях, тренировках и при выполнении боевых заданий.
При подготовке разведчика на учебных занятиях, на специальных тренировках командир части (подразделения) и медицинский состав должны следить за физическим состоянием и здоровьем бойцов и содействовать правильной постановке обучения и физического воспитания разведчика, изучая состояние здоровья личного состава и ведя систематическое наблюдение за ходом боевой подготовки.
В Красной Армии некоторые боевые приёмы и способы действий используются и как физические упражнения с целью развития у бойца необходимых ему в бою качеств и навыков. Эти боевые приёмы вместе со специальными физическими упражнениями и спортом составляют средства физической подготовки разведчика.
Разведчику следует привить знания по личной гигиене, гигиене отдыха, питания, сна; приучить его к правильному дыханию и питьевому режиму при больших напряжениях и научить пользоваться естественными силами природы для закаливания и оздоровления.
Основными средствами физического воспитания и подготовки бойца-разведчика являются перечисленные ниже упражнения, приёмы, способы действий и виды подготовки.

I. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАРЯДКИ И РАЗМИНКИ
(повседневно)

А. Для индивидуальной зарядки или разминки

1-я форма зарядки:

  1. 5-8 гимнастических вольных движений в течение 8--10 минут для различных мышечных групп (из Руководства по гимнастике для запасных и учебных стрелковых дивизий Красной Армии, изд. 1944 г.);
  2. короткая (3-5-минутная) пробежка, которую чередовать с ходьбой.

2-я форма зарядки:

  1. 10-12-минутная тренировка у мешка с песком (опилками), подвешенного на верёвке к чему-либо, в ударах кулаком правой и левой руки, мякотью ладони правой руки, коленом и носком обеих ног;
  2. короткая (2-3-минутная) пробежка, которую закончить спокойной ходьбой.

3-я форма зарядки:

  1. 10-12-минутная тренировка на гимнастических снарядах (турник, конь, брусья), упражнения по выбору занимающегося;
  2. короткая (3-5-минутная) пробежка, чередующаяся с ходьбой.

4-я форма зарядки:

  1. короткая пробежка (1-3-минутная);
  2. купание - плавание два раза по 2-5 минут (в летний период);
  3. растирание полотенцем.

Комплексы индивидуальной зарядки чередовать между собой в течение недели - месяца.

Б. Для парной зарядки или разминки

1-я форма зарядки:

  1. парные упражнения с сопротивлением (совместно с товарищем): "пилка дров", разведение и опускание рук товарища, приседание с нажимом на плечи, "весы";
  2. упражнение в перебрасывания мешка с песком одной и двумя руками прямо, сбоку, через голову, под ноги; 3) удары кулаком правой и левой руки по мешку с песком, который держит в обеих руках товарищ.

2-я форма зарядки:

  1. фехтование на винтовках (палках) или ножах с мягким наконечником (10-15 минут); двусторонние действия в атаках и защитах (8-10 минут); вольный бой (2-5 минут);
  2. короткая (3-5-минутная) пробежка, чередующаяся с ходьбой.

В. Для групповой зарядки

1-я форма зарядки:

  1. выполнение 8-10 вольных гимнастических упражнений в течение 10-12 минут (из Руководства по гимнастике для запасных и учебных стрелковых дивизий Красной Армии, изд.. 1944 г.);
  2. короткая (3-6-минутная) пробежка с преодолением препятствий; закончить спокойной ходьбой.

2-я форма зарядки:

  1. групповые одновременные или пoочередные (одни за другим) упражнения на гимнастических снарядах (турник, брусья, конь, канат, лестницы, деревья) в течение 10-12 минут;
  2. подвижные игры (чехарда, всадники, эстафеты и т. п.) в течение 5--8 минут.

3-я форма зарядки:

  1. короткая пробежка (в течение 2- 4 минут) по пересечённой местности или преодоление полосы препятствий;
  2. купание - плавание 2 раза по 2-3 минуты; 3) растирание полотенцем.

Формы зарядки чередовать в течение недели по указанию руководителя физической подготовки или офицера разведки.

II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ РАЗВЕДЧИКА

(для специальных, полевых и других занятий)

А. Упражнения для развития быстроты, расторопности и умения быстро отвечать на неожиданности нужным действием

  1. Исполнение неожиданных команд и простейших заданий (построения, перестроения, передвижение в укрытие, влезание на различные препятствия и т. п.) на быстроту в назначенное командиром время (от 5 до 20 секунд). Задание выполнять на быстроту, на бесшумность действий, одиночно (отдельными бойцами) и группами бойцов.
  2. Упражнения в быстром изменении положения тела по коротким командам и знакам: присесть, лечь на живот, на спину, на бок, встать, сесть, свернуться калачиком, прыгнуть в окоп (яму), выскочить и т. п.
  3. Задания на быстроту маскировки на разнообразной местности, на подкрадывание.
  4. Задания на совершение коротких и быстрых, бесшумных и скрытных действий по условным сигналам и знакам командира и товарища, как, например: подползти к траншее, спуститься, в неё и осмотреть её; напасть на "противника", свалить его и удержать, заткнув ему рот, и т. п.
  5. Пройти по тренировочной дорожке (траншее) в лесу, в кустах, в насаждениях, в траве и т. д.; во время передвижения не задеть расставленные скрытно предметы и препятствия (проволоку, верёвку, консервные банки и т. п.); уклониться от падающих предметов, которыми управляют другие бойцы; избежать нападения и уколов палкой с мягким наконечником, которые пытаются произвести замаскировавшиеся бойцы с целью усложнить действия бойца, движущегося по траншее. Тренировку проводить днём, в сумерки и ночью.
  6. Пройти через затемнённое помещение (сарай, землянка и т. л.), не натолкнуться на расставленные препятствия, избежать удара падающих лёгких предметов и вырваться от нападающего "противника".
  7. Упражнения типа бокс: бой с задачей коснуться концами пальцев лица "противника". Проводить на количество мазков (кто раньше нанесёт 5 мазков) или на время (кто нанесёт больше мазков в течение 1/2-1 минуты).

Б. Упражнения для развития быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятии

  1. Для развития быстроты зрительных восприятии. Наблюдение за отдельными строениями, участками местности, местными предметами, за действиями отдельных бойцов, обозначающих противника, за появляющимися и двигающимися целями различного цвета и формы. Упражнения исполнять в короткие заданные отрезки времени (до 1 минуты), запоминать и отвечать командиру. Производить упражнения на месте в различных положениях тела, в движении, после сильных физических напряжений.
    В дальнейшем вести более длительное наблюдение (до 5 минут) и запоминать виденное. Опрос производить после дополнительной физической нагрузки.
  2. Упражнения для развития слуховых восприятий. Производить упражнения в подслушивании и распознавании звуков, доносящихся к бойцам из кустов, леса, оврага, траншей, строения и т. п. Располагать бойцов в этих местах (кусты, лес, овраг и т. п.), тренируя их в распознавании звуков, доносящихся к ним извне.
    Имитируют звук 2-3 бойца по заданию командира. Упражнения в подслушивании проводить на месте и в движении, во время выполнения приёмов и действий (ходьбы, бега, переползания, преодоления препятствий и т. п.), а также после больших физических напряжений.
    Упражнения в определении местонахождения цели по звуку (выстрелу, возгласу, удару топором, шороху и т. д.) проводить в спокойном состоянии, в процессе выполнения приёмов и после большой физической нагрузки.
  3. Упражнения для развития осязательно-двигательных восприятии. Определение руками и ногами ощупью различных предметов, завёрнутых в тряпье. Разборка, оборка и заряжание дисков и оружия в затемнённом (в различной степени) помещении. Передвижение ощупью в затемнённом помещении (земляное). Передвижение и преодоление препятствий ночью (тех, которые преодолевались днём). Действия холодным оружием в затемнённом помещении и ночью (ножом и винтовкой по неподвижным и подвижным чучелам). Действия гранатой по целям, которые при попадании освещаются (видимость только силуэта).

    В. Упражнения для развития силы и выносливости к статическим напряжениям

1) Упражнения для развития силы:

а) поднимание и переноска товарища (живого груза);
б) передача, переброска и бросание груза (мешка с песком, бревна и т. п.);
в) упражнения в лазании и подтягивании;
г) упражнения в ударах по мешку с песком руками и ногами;
д) упражнения в перетягивании каната, шеста и т. п.

2) Упражнения для развития выносливости к статическим напряжениям (малоподвижным положениям и позам):

а) Сохранение неподвижных положений на месте в различных условиях (в кустах, канаве, посевах, болоте и т. п.) от 1 до 5 минут в положении стоя, сидя, лёжа, свернувшись комочком и т. п.
б) Сохранение неподвижных положений на высоте - на дереве, на крыше, на каком-либо строении и т. п.
в) Быстрые и резкие переключения от неподвижных положений и поз к быстрым движениям и действиям - от бега к остановке, свернувшись комочком; из положения лёжа (на крыше сарая в течение 3 минут) к прыжку и бегу на дистанцию 500 м и т. п.

Г. Упражнения для развития смелости и решительности

1) Прыжки в глубину и длину с обрывов в песок, в снег, в воду (летом); прыжки в яму, наполненную дымом, прыжки о крыши сарая, с дерева высотою до 3 м из различных положений. Прыжки в брезент, который держат товарищи, с высоты до 5 метров. Прыжки из положения стоя, сидя, лёжа, лицом, боком и спиной в сторону брезента. При прыжках обязательно свёртываться комочком.
2) Прыжки на высоте (высота бревна с площадками 2- 2,5-3 м).
3) Передвижение на высоте до 4 м по карнизу строения, по подвешенному канату, верёвочной лестнице, перекинутой через овраг (высота до 10 м).
4) Влезание на высокие деревья.
5) Вскакивание на различного вида двигающийся транспорт (автомашина, танк) и соскакивание.

III. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ БОЕВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАЗВЕДЧИКА
(для специальных занятии по физической подготовке и для тренировки при подготовке к разведывательным заданиям)


1. Способы передвижения и преодоления препятствий в различных условиях местности при разнообразной обстановке

1) Передвижение:

  • с различным (положенным разведчику) оружием и без него, с гранатами (4-6 шт.), с различным грузом разнообразными способами, на различной местности (в лесу, кустах, болоте, горах) днём и ночью, в любую погоду, шагом, бегом, перебежками; переползанием по-пластунски, на получетвереньках и на боку;
  • передвижение бесшумно пригнувшись, вынося вперёд ногу и ставя её на носок (на короткие дистанции) или на пятку, постепенно переходя на всю ступню; передвижение в обуви, обвёрнутой тряпьём; при этом бойцы ощупывают землю руками;
  • передвижение бесшумно ползком на получетвереньках; бойцы осторожно "переступают" ногами и руками или "ничком"; переползать следует по скату горы вниз (спиной к склону).

2) Передвижение с различным оружием, гранатами и грузом в траншеях и ходах сообщения различной глубины, пригнувшись, бегом с опорой о стенки траншеи руками; передвижение в узких щелях боком, ползание на четвереньках и получетвереньках.
3) Передвижение различными способами на местности с битым кирпичом, развалинами строений, в помещении и в штурмовой полосе.
4) Передвижение в, воде вброд и вплавь без подручных средств и с подручными средствами.
5) Передвижение по различному снежному насту без лыж, переползание по снегу, в снегу, закапывание в снег.
6) Принятие низких положений тела путём быстрого приседания или перехода в положение лёжа во время ходьбы и бега.
7) Вползание и влезание в траншеи, воронки, канавы, норы, дыры, землянки; вылезание и выскакивание из них.
8) Пролезание в узкие отверстия и подлезание под проволочные заграждения.
9) Прыжки через канавы, воронки, в траншеи, щели, ямы.
10) Влезание на крутые откосы, стену противотанкового рва, деревоземляной забор, строения, на обледенелые горки с помощью подручных средств, без помощи и с помощью товарища.
11) Преодоление различных проволочных заграждений, (при помощи штурмовых лестниц, досок, матов и т. п.), лесных завалов и баррикад.
12) Передвижение по бревну, дереву, переброшенному через ручей, яму с водой.
13) Лазание по деревьям и закрепление на них, лазание по лестницам, канату, по крышам различных строений.
Передвижение и преодоление препятствий выполнять короткими быстрыми бросками и длительно (на выносливость), скрытно (используя каждую складку местности) и бесшумно, днём, в сумерки и ночью.

2. Передвижения и действия на лыжах

1) Ходьба, бег на лыжах на различной местности без палок, с палками, повороты на месте и в движении, подъемы, спуски, падения.
2) Переползание с лыжами, лёжа на лыжах.
3) Изготовка к стрельбе на лыжах стоя, с колена, лёжа, без опоры и с опорой на палки.
4) Метание гранат с места стоя, с колена, лёжа и в движении на лыжах.
5) Преодоление изгороди, канавы, траншеи (без открепления лыж) и выскакивание.
6) Соскакивание с лыж на ходу, прыжки на лыжах во время спусков, прыжки с обрывов.
7) Транспортировка пленного.
8) Передвижение на снегоступах.
9) Передвижение на буксире за лошадью и различным транспортом.

3. Метание гранат и действия с гранатой

1) Способы ношения гранат в руках вместе с оружием, за поясом, за бортом куртки, в карманах, в сумке.
2) Способы преодоления препятствий с гранатой и с оружием в руках.
3) Способы метания гранат: "из-за спины через плечо", прямой рукой сбоку, снизу, бросание гранаты от себя; бросание гранат из различных положений тела, по неподвижным и подвижным целям, по появляющимся и удаляющимся целям, по целям, находящимся на высоте, в глубине и за укрытием.
4) Переход от ведения огня из автоматов на метание гранат и наоборот.
Способы метания и действия гранатой выполнять по командам, сигналам, знакам командира, одиночно и группами - залпом.

4. Приёмы и способы рукопашного боя

Приёмы винтовкой, карабином, автоматом:

  1. Изготовка к бою в любом положении тела.
  2. Тычки, удары стволом, магазином, прикладом и уколы штыком.
  3. Удары по оружию противника, выбивание оружия и отбивы оружия противника.
  4. Ведение парного и группового боя.

Приёмы ножом, подручными средствами и без оружия:

  1. Нападение одного, двух бойцов с ножом спереди, сбоку, сзади.
  2. Действия ножом при столкновении вплотную.
  3. Защита с ножом от нападения противника; ответные действия.
  4. Применение в рукопашной схватке лопаты, гранаты, удара кулаком, ногой, сваливание и обезоруживание противника.
  5. Приёмы и способы нападения с целью захвата противника в плен силами одного бойца я группами.
  6. Способы связывания и доставка пленного.

IV. СПОРТ И ИГРЫ

1. Спорт:

а) лёгкая атлетика;
б) плавание;
в) гимнастика;
г) фехтование;
д) бокс;
е) борьба;
ж) многоборье подразделений (марш, стрельба, рукопашный бой, преодоление штурмовой полосы).

2. Игры:

а) футбол;
б) баскетбол;
в) городки;
г) аттракционы и игры-развлечения.

Эти средства физического воспитания и подготовки бойца-разведчика должны быть использованы в действующих и резервных частях в большем или меньшем объёме, в зависимости от длительности перерывов между боевыми заданиями, сроков, отведённых на подготовку бойца-разведчика, и, наконец, от степени физического развития и здоровья контингента обучаемых или действующих бойцов.
При организации и проведении занятий по физическому воспитанию и подготовке бойца-разведчика нужно придерживаться следующих методических принципов и положений:

  1. Обучаемые должны понимать, для чего отрабатывается с ними тот или иной приём или способ действий. Это повысит активность разведчиков, интерес их к занятиям и будет способствовать хорошему усвоению материала. Обучение пойдёт тем успешнее, чем лучше боец осознает необходимость того или иного приёма в бою, его назначение и смысл.
  2. На занятиях сочетать объяснение с действием, с демонстрацией, добиваться наглядности обучения. Обеспечить умелый образцовый показ приёма или способа, с подчеркиванием главного движения (действия).
    Отдельные приёмы и способы изучать в целом, вначале медленно, а затем в боевом темпе. При этом добиваться быстроты схватывания приёма или действия, а затем точной и детальной отработки его. Это ускорит весь процесс обучения и обеспечит лучшее качество овладения приёмами, способами и упражнениями.
  3. Занятия проводить живо и интересно, постоянно разнообразить обстановку, местность, условия, методы и методические приёмы: чередовать физические упражнения на силу, ловкость, скорость и выносливость, приучать бойца к резким изменениям напряжений (после быстрых движений принимать неподвижные позы и наоборот, постоянно давать внезапные задания, вводные, которые должны проводиться по команде, знакам и условным сигналам, с требованием немедленного их исполнения; в выполнение их желательно вносить элементы состязания на быстроту, точность и т. д. Все эти мероприятия обеспечат разносторонность физического развития, выработку быстроты ориентировки и комплексную выносливость в силе, скорости и длительности действий.
  4. Широко применять на всех занятиях спортивный метод. Каждый боец должен постоянно стремиться к предельным напряжениям, с учётом своих сил и возможностей. Спортивный метод привьёт обучаемым любовь к физической подготовке и спорту, повысит личные достижения каждого и позволит скорее воспитать у разведчика ряд ценных качеств.
  5. В тренировке разведчика необходимо сочетать овладение приёмами и способами с развитием морально-волевых и физических качеств.
    Тренировка разведчика должна быть направлена на то, чтобы путём систематического и многократного повторения приёмов и способов отработать основные из них до автоматизма.
  6. Как только техника отдельного приёма или способа в основном будет усвоена обучаемыми, переходить к выполнению его в сочетании с другими ранее изученными приёмами, а в конце занятия проводить комплексную тренировку в совместных действиях в условиях, максимально приближенных к боевым. Это будет способствовать воспитанию у разведчиков боевых качеств и выработке привычки к действиям в боевой обстановке.
  7. При обучении и в тренировке разведчика добиваться лёгкости, естественности выполнения приёмов, умения экономно расходовать своя силы и восстанавливать их во время более лёгких физических напряжений и в короткие паузы между ними. Это в значительной мере обеспечит сохранение сил и в бою.
  8. Добиваться у разведчиков точного восприятия, правильного выполнения всех упражнений, приёмов и способов действий. Постепенно, а иногда резко усложнять их, требовать выполнения заданий в более сжатые сроки; малыми, но частыми дозами давать большие физические и волевые напряжения. Это повысит приспособляемость организма, его устойчивость к различным трудностям и выработает более утонченные восприятия.
  9. Специальные занятия по физической подготовке проводить, как правило, через 1/2-2 часа после принятия пищи.
  10. Постоянно поддерживать на занятиях строгую дисциплину и порядок; чаще предоставлять полную инициативу обучаемым;
    всегда видеть всех бойцов, быть для них образцом, воспитывать в них сплочённость, чувство товарищества и взаимной выручки.

Эти методические принципы следует положить в основу обучения и воспитания бойца-разведчика как на специальных занятиях по физической подготовке и на полевых занятиях, так и при подготовке к разведывательным заданиям.
Занятия с разведчиками проводятся на разнообразной местности, независимо от времени года и суток.
Занятия по физической подготовке разведчика должны проводиться преимущественно групповым методом, т. е. так, как разведчику придётся действовать в бою. При групповом методе должны широко практиковаться самостоятельные действия бойца, действия парами, мелкими группами и подразделением по заданию и под контролем командира. Обучение и тренировка бойца могут быть в виде односторонних и двусторонних действий. В односторонних действиях бойцы выполняют приёмы с одной стороны, при этом наиболее часто противник только обозначается. В двусторонних действиях бойцы, группы или подразделения действуют одни против других, выполняя приёмы и действия в зависимости от задачи или задания командира.
В обоих случаях разведчики действуют одиночно или согласованно в группах, выполняя одинаковые или различные приёмы и способы на месте, в движении, одновременно или поочерёдно, по командам, сигналам, знакам или по заданию командира, на одном участке местности или со сменой мест при каждом новом занятии (части занятия).
Руководство учёбой разведчика должно осуществляться самыми испытанными практиками-офицерами. Это значит, что офицеры разведки организуют занятая по физическому воспитанию и подготовке и руководят ими, всемерно привлекая для практического руководства инструктированный сержантский состав и наиболее опытных, подготовленных бойцов-разведчиков.
При подготовке к разведывательным заданиям тренировочные занятия проводить на воспроизведённом объекте разведки в условиях, максимально приближенных к боевым.