на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 

Анализ опыта боевого применения сил и средств разведки СВ во внутреннем вооруженном конфликте в Чечне

Москва - 1997 г.


Глава 1: Решение проблем Чечни вооруженным путем

Неоднократное обращение к самопровозглашенному руководству Чечни Президента России, правительства, российского парламента с предложением нормализовать обстановку в республике, пресечь деятельность НВФ, согласиться на проведение переговоров никаких положительных результатов не дали. Взрывоопасная обстановка, сложившаяся в Чечне к началу декабря 1994 года, неумолимо требовала принятия экстренных мер. Что и было сделано федеральными органами государственной власти.
Президент России издал указ с поручением правительству использовать все имеющиеся в распоряжении государства средства для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех незаконных вооруженных формирований. Во исполнение этого указа Правительство России приняло соответствующее постановление. В случае невозможности изъятия оружия и техники Министерству обороны было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.
Правовую основу использования вооруженных сил на территориях Чеченской республики и прилегающего Северо-Кавказского региона составляют федеральные законы и другие нормативные правовые акты. Так, в соответствии со ст.1 закона РФ "Об обороне" под обороной понимается система мер по обеспечению готовности государства к защите населения, территорий и суверенитета.
Закон РФ "О безопасности" (статья 12) возлагает на президента обязанность координировать деятельность вооруженных сил, федеральных органов безопасности и внутренних дел при обеспечении безопасности страны. Статья 10 закона Российской Федерации "О внутренних войсках МВД" предоставляет главе государства право принимать решения о привлечении внутренних войск для оказания содействия органам Министерства внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков и особо опасных вооруженных преступных группировок.
Возможность участия вооруженных сил в ликвидации внутренних источников военных угроз предусматривается и основными положениями действующей военной доктрины России.
Вынужденные силовые действия федеральных властей в Чечне нашли понимание у значительной части международного сообщества. Особенно у той, что исходит из приоритетности принципов территориальной целостности и нерушимости границ, а также ограничительного толкования принципа самоопределения применительно к таким государствам, которые не только следуют международным стандартам, но и, как Россия на протяжении последних четырех лет, намного повышают их с риском для своей целостности.

а) Первый этап операции. Организация разведки в особых условиях.

Замысел операции

В соответствии с указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. (№ 2137с) "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики", Вооруженным Силам РФ, Внутренним войскам МВД, Федеральной службе безопасности были поставлены задачи стабилизировать обстановку, разоружить НВФ и восстановить законность и правопорядок.
Во исполнение этого указа, директивой Министра обороны (№312/1/006ш) предусматривалось действиями войсковых группировок под прикрытием фронтовой и армейской авиации выдвинуться по трем направлениям к г.Грозный, блокировать его и создать условия для добровольного разоружения НВФ. При отказе - провести операцию по захвату города. В дальнейшем стабилизировать обстановку по всей территории республики. Для руководства действиями по ликвидации НВФ была создана группа из руководителей министерств обороны и внутренних дел, федеральной службы контрразведки, других силовых и правоохранительных структур и государственных органов. Одной из основных задач ее была создание Объединенной группировки войск (Приложение 2).
Замыслом операции предусматривалось:

  • в первый этап (7 суток, с 30 ноября по 6 декабря) создать объединенную группировку, к 5 декабря занять исходные районы для действий на трех направлениях:
    моздокском, владикавказском и кизлярском. Фронтовую авиацию и боевые вертолеты перебазировать к 1 декабря на оперативные аэродромы, полностью блокировать воздушное пространство над Чечней. Подготовиться к подавлению системы управления дудаевских сил радиоэлектронными средствами;
  • вторым этапом (3 суток, с 7 по 9 декабря) выдвинуться к Грозному по пяти маршрутам под прикрытием фронтовой и армейской авиации, блокировать город созданием двух колец блокирования: внешнего - по административной границе республики, и внутреннего - вокруг города. Оба кольца разомкнуть на юге для выхода мирного населения. Частью войск Объединенной группировки блокировать также места базирования боевиков вне Грозного и разоружить их. Внутренним войскам поручалась охрана коммуникаций и маршрутов выдвижения войсковых группировок. Поиск и задержание лидеров дудаевского режима, способных организовать вооруженные выступления и диверсии в тылу действующих войск, возлагались на ФСК и на спецподразделения МВД;
  • на третьем этапе (4 суток, с 10 по 13 декабря) группировки войск с севера и юга с разграничительной линией по реке Сунже, действуя совместно со спецподразделениями МВД и ФСК, должны были очистить от незаконных вооруженных формирований президентский дворец, здания правительства, телевидения, радио и другие важные объекты;
  • четвертым этапом (5-10 суток) стабилизировать военную обстановку и передать участки ответственности вооруженных сил внутренним войскам МВД.

Как оказалось, намеченные сроки подготовки и проведения операции были чрезмерно сжатыми. Предусматриваемые замыслом попытки поиска политических путей урегулирования кризиса в ходе каждого из этапов операции негативно влияли на ход военных действий, во многом ограничивали боевые возможности войск, а в итоге приводили к неоправданным потерям среди военнослужащих.

План операции в целом был разработан к 5 декабря 1994 года. К этому же сроку считались завершенными основные мероприятия по подготовке войск.
В соответствии с распоряжением Министра обороны в трех районах, прилегающих к Чечне (с севера, со стороны Ингушетии и Дагестана), с 1 декабря создавалась группировка из армейских частей, внутренних войск и спецподразделений. Велась интенсивная наземная и воздушная разведка, были усилены пограничные посты, приведена в готовность авиация ПВО.
Исходным пунктом сосредоточения воинских частей, вооружения и военной техники стал военный аэродром в Моздоке (Северная Осетия).
Несмотря на ограниченные задачи и относительную немногочисленность группировки, ее состав был крайне разнородным. Для проведения операции привлекались соединения и части четырех видов вооруженных сил, пограничных и внутренних войск, силы и средства ФСК.
Для выработки единства понимания в вопросах "межведомственного" планирования на базе штаба СКВО были спешно проведены командно-штабные учения по организации взаимодействия в условиях вооруженного конфликта, на котором разведуправление штаба СКВО приобрело необходимый опыт совместной работы с органами управления разведкой видов ВС, других министерств и ведомств. 6-7 декабря взаимодействие всех видов отрабатывалось на макете местности.
Предпринимаемые на данном этапе попытки найти компромиссное решение путем переговоров на всех уровнях к результату не привели. Бесплодная потеря времени только усложняла ситуацию, в том числе военную. По данным разведки (осуществляемой в этот период силами ГРУ ГШ и частью сил и средств разведки СКВО) в Чечне шло повсеместное строительство укреплений, сколачивались все новые формирования, отовсюду слетались наемники. Все более активизировалась и пропагандистская работа среди населения Чечни и прилегающих регионов.
9 декабря Президент Б.Ельцин издал указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". В тот же день Правительство России принимает постановление № 1360, предусматривающее разоружение этих формирований силовыми методами.
Выполняя указ президента и постановление правительства, министр обороны утверждает решение командующего войсками СКВО генерал-полковника А.Митюхина на операцию. При этом командующий отстаивал необходимость дополнительных сроков для подготовки войск (хотя бы еще две недели), на что Министр обороны не согласился.
Готовность к выдвижению войск было определено на 7.00 утра 11 декабря 1994 года.
В этот период в Главкомате Сухопутных войск решением Главнокомандующего СВ генерал армии В.Семенова была создана оперативная группа по круглосуточному контролю за обстановкой в Чечне, состоянием привлекаемых к операции частей СВ, поставляемых резервов. В соответствии с этим, в Разведывательном управлении Главного штаба Сухопутных войск была создана постоянно действующая рабочая группа по Чечне с задачами подготовки информационных материалов по обстановке в регионе для доклада командованию Сухопутных войск и доведения информации до взаимодействующих структур, контроля состояния сил и средств разведки, осуществляющих подготовку к ведению боевых действий, а в последующем оказание помощи в восстановлении
боеспособности действующих органов, частей и подразделений разведки СВ.
Необходимо отметить, что каких-либо конкретных распоряжений по организации и планированию боевых действий в Чечне Главкомат СВ не получал, выполняя функции доукомплектования и поставок необходимых средств в зону конфликта, фактически будучи отстраненным от активного участия в операции. Причиной тому от части послужил отказ заместителя главнокомандующего СВ генерал-полковника Воробьева Э.А. от предложения принять на себя командование проведением этой операции, с последующей критикой с его стороны всего плана операции, воспринятой Генеральным Штабом как официальная позиция Главкомата СВ. Таким образом, начальник разведки СВ был устранен от участия в организации и планировании применения сил и средств разведки СВ в операции и мог влиять лишь на подготовку и доукомплектование направляемых в Чечню частей и подразделений разведки СВ.
В организации и планировании разведки в операции участвовала оперативная группа разведывательного управления штаба СКВО во главе с начальником разведки СКВО генерал-майором Ч. в составе штаба объединенной группировки федеральных войск, развернутом в этот период в районе военного аэродрома в Моздоке. В оперативной группе РУ СКВО были представлены все виды разведки СВ, офицеры работали сменным составом, периодически меняясь через два - три месяца. Опыт взаимодействия с органами управления разведкой других видов и родов войск, полученный в ходе специальных КШУ накануне операции, не был в полной мере использован в начальном периоде. Взаимодействие и обмен информацией между ними осуществлялся путем встречи с представителями органов управления разведкой или по средствам связи, в основном на подтверждение какой-то конкретной информации.
А в Грозном в этот период шла активная подготовка к обороне. Создавались завалы и баррикады, дооборудовались огневые точки, минировались подходы к особо важным объектам. Вывозились из города в сельские районы чеченские семьи - дети и женщины. Одновременно формировались отряды ополчения, в места их дислокации направлялись вооружение и боеприпасы.
По данным разведки дудаевские вооруженные формирования перед началом операции насчитывали около 30 тыс. человек и около 6 тыс. наемников. Характеризуя обстановку накануне операции, Министр обороны генерал-армии П.Грачев на совещании 28 февраля 1995 года отмечал, что к этому времени была создана группировка федеральных сил в количестве 23,8 тыс. человек, в т.ч. Вооруженных Сил - 19 тыс. человек. Реально к концу 1994 года удалось сосредоточить в Чечне всего около 16 тысяч военнослужащих.

Ввод войск на территорию ЧР

Ввод войск на территорию Чечни начался строго по плану в 7 часов утра 11 декабря 1994 года четырьмя колоннами в направлении Грозного. Сразу же пришлось менять ранее разработанный план. В тот же день еще на подходах к Чечне со стороны Дагестана и со стороны Ингушетии колонны ФВ были остановлены, в плен попали десятки солдат и офицеров, появились первые жертвы. Боевики действовали под прикрытием толпы мирных жителей, блокирующих колонны федеральных войск, разоружали солдат, не имевших четкого приказа на применение оружия и открытие огня на поражение, и развозили их по домам в качестве заложников. Боевая техника выводилась из строя или захватывалась.
Не имея представления о действиях боевиков среди мирных жителей, не имея понятия о линии соприкосновения с противником, да и о самом противнике, разведка на марше осуществлялась разведывательными дозорами, действующими на удалении прямой видимости, а иногда и непосредственно в голове колонн, совместно с отрядами обеспечения движения, что не позволяло своевременно предупреждать выдвигающиеся войска о противнике, да и противника выделить из толпы мирных жителей неподготовленные разведчики были не в состоянии.
Полученный радиоперехват о готовящемся огневом налете боевиков не был адекватно воспринят командованием 106 вдд, в результате удара реактивной артиллерии НВФ в 14.20 12 декабря по колонне сводного полка 106 вдд погибло 6 и ранено 13 военнослужащих. Это практически явилось началом боевых действий. Колонны с потерями подошли к Грозному только через две недели и разновременно. В частности, имевшая наибольший успех, северная группировка вышла к рубежу в 10 км от Грозного только к 20 декабря. В целом на этап выдвижения и блокирования войскам понадобилось 16 суток. 26 декабря этап выдвижения войск и изоляции Грозного был в основном завершен (Приложение 2).
Уже на дальних подступах к Грозному начались тяжелые бои федеральных войск и НВФ, местами переходившие в позиционные. По мере продвижения к Грозному ожесточенность боев возрастала. Появились первые потери и среди разведчиков: 17 декабря, при действии в передовом отряде, от пули снайпера погиб сержант Антонов В.А. - командир разведывательного отделения из рдр 68 орб 20 мсд.
Решением командования северной группировки для обеспечения продвижения войск предусматривалось выставить в передовой отряд разведывательный батальон, как наиболее подготовленную часть. В его составе и находился старший прапорщик Пономарев Виктор Александрович, совершивший первый подвиг, удостоенный высокого звания Героя Российской Федерации.
Старшина разведывательной десантной роты 68 орб в ночь на 20 декабря был назначен командиром разведывательной группы, получившей задачу захватить мост через реку Сунжа у населенного пункта Петропавловское и удерживать его до подхода выдвигавшегося в этом направлении десантного полка. (Приложение 3).
Группа Пономарева к утру 20 декабря, смелыми и дерзкими действиями выполнила поставленную задачу, не потеряв при этом ни одного человека и заняла позиции на правом берегу реки. С утра 21 декабря, стремясь восстановить утраченное положение, боевики, используя численное преимущество, предприняли решительную попытку вновь овладеть мостом. Шквал огня обрушился на разведывательную группу Пономарева. Понимая, что удержать мост в сложившихся условиях не удастся, командир группы принял решение на отход с занимаемых позиций и заручившись одобрением командира роты, начал его. Оставшись на мосту вдвоем с сержантом Арабаджиевым, он прикрывал отход группы, и в ходе неравного боя лично уничтожил семерых боевиков, автомобиль УАЗ с боевиками и подавил пулеметную огневую точку. Отражая очередной натиск врагов Арабаджиев был ранен, а Пономарев вынося раненого сержанта попал под огонь минометов и, будучи тоже ранен, из последних сил закрыл своим телом Арабаджиева от осколков разорвавшейся рядом мины - ценой своей жизни спас товарища. Подоспевшие десантники выбили неуспевших закрепиться боевиков, и обеспечили продвижение колонны главных сил на позиции блокирования Грозного.
За мужество и героизм отважному разведчику старшему прапорщику Пономареву В.А. указом Президента РФ № 2254 от 31 декабря 1994 года было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Это был первый войсковой разведчик, удостоенный такого высокого звания в обновленной Российской армии.
О состоянии и укомплектованности сил и средств разведки СВ, вводимых в Чечню, свидетельствует донесение РУ СКВО от 18 декабря 1994 года:
...

Из приведенных данных видно, что разведывательные части и подразделения, привлекаемые к операции, пошли в бой в штатах мирного времени (25-30% от штатов военного времени), к тому же еще и неполностью укомплектованными вооружением и военной техникой. Зачастую в составе экипажей БРМ было по 2-3 человека (командир отделения, механик-водитель, наводчик-оператор). Кроме этого, при формировании сводных отрядов разведывательные подразделения доукомплектовывались практически необученным для действий в разведке личным составом, на должностях специалистов оказывались совершенно неподготовленные военнослужащие (свинари, охранники, повара и т.п.). Так, в разведывательные подразделения МВО, был направлен на доукомплектование личный состав батальона охраны аэродрома.
Такими подразделениями невозможно было вести разведку в составе разведывательных дозоров и групп в отрыве от главных сил. Но разведывательные дозоры все же создавались, но высылались с ограниченными задачами и на незначительное удаление от главных сил. Особенностью организации разведки на данном этапе был также жесткий лимит времени.
Ведение тактической радиоразведки предусматривалось за счет привлекаемых, оснащенных автоматизированным комплексом радиоперехвата и пеленгования Р-381Т "Таран". Однако на деле, фактически до середины января 1995 года в интересах вскрытия группировки НВФ они не применялись, решая в основном вопросы радиоэлектронной борьбы. Стала очевидной нецелесообразность передачи рот РРТР из орб в 1991 году в РЭБ. Основная причина состояла в том, что ведение радиоразведки в интересах радиоэлектронного подавления не совпадает по целям и задачам с разведкой в целях получения информации о противнике.
Рота РЭР ... начинала боевую работу используя одну станцию Р-381Т1 и одну Р-381Т2, а рота РЭР ... использовала для ведения радиоразведки две станции Р-381Т2 и одну Р-381Т1, т.е. практически использовались три станции радиоразведки УКВ диапазона (30-100 МГц) и две станции радиоразведки КВ диапазона (1,5 - 30 МГц) и СВЧ (100 - 400 Мгц, 200 - 1000 МГц). Кроме того, из состава окружного комплекта разведки был выведен в Чечню один радиопеленгатор Р-368П и периодически использовался самолет РРТР Ил-20Р. Указанные средства вели разведку с целью вскрытия группировок НВФ, их численности, боеспособности и намерений, установления местоположения ПУ, базовых районов сепаратистов, а также маршрутов и времени переброски резервов, вооружения, боеприпасов, продовольствия и других материальных средств.
В связи с ограниченными возможностями рот РЭР по выделению маневренных групп для размещения на разнесенных позициях, связанных с условиями охраны и обороны своими силами, радиоразведка в основном велась с одной позиции, что практически не давало возможности осуществить местоопределение объектов противника.
Тем не менее, на данном этапе радиоразведка давала значительный объем важной информации, так как все средства связи у боевиков были отечественного производства типа Р-161А2 (1,5 - 60 МГц), Р-111 (20 - 52 МГц), Р-159 (30 - 76 Мгц), Р-123, Р-173 и т.п.
Из-за того, что силы и средства радиоразведки находились в распоряжении начальника РЭБ, начальник разведки группировки практически не имел прямой информации от них. Докладывая информацию напрямую командованию группировки начальник РЭБ часто давал противоречивые данные, неподтвержденные другими видами разведки, что снижало их достоверность.
Ведомственность, стремление опередить с докладом об изменениях в обстановке, дабы поднять значимость своего ведомства, мешала организации нормального взаимодействия между органами управления разведкой сложной структуры объединенной группировки федеральных войск в Чечне (ГРУ, МВД, ВВ, ФСК, ФПС, МЧС, ВВС и т.д.).
Иногда имевшаяся в распоряжении какого либо органа управления разведкой информация подавалась в штаб группировки не в полном объеме, т.к. оставлялась для "особого" доклада своему руководству. В результате страдало качество информационных документов, что отражалось на принятии решения командующего.
Для оказания помощи в непосредственной подготовке разведывательных подразделений, в зону конфликта 26 декабря прибыла группа офицеров. По прибытии полков в Моздок, а в последующем и в Червленную, офицерами осуществлялась доподготовка личного состава разведывательных подразделений, проверка наличия и исправности технических средств разведки и вооружения, а при необходимости и их ремонт (замена). Офицеры помогали на месте решать вопросы доукомплектования и оснащения действующих сил и средств разведки необходимым вооружением и имуществом. Подобная помощь особенно требовалась на начальном этапе операции тем частям и подразделениям разведки, которые прибывали в Чечню в конце декабря 1994 года, имея слабо обученный личный состав и часто неисправную, неукомплектованную технику.
Так, в разведывательной роте ... из пяти БРМ только две оказались с исправными средствами разведки, а все БРДМ (4 ед.) из-за различных неисправностей вооружения нельзя было посылать в бой. Силами офицеров разведывательного управления ГШ СВ и специалистов ГРАУ МО одна БРМ и все БРДМ были восстановлены. Таким образом в этот период была оказана практическая помощь двум орб мсд (тд), тринадцати разведывательным ротам омсбр (мсп) и четырем разведывательным взводам мсб.
В ходе доподготовки разведывательных подразделений в зоне конфликта в течение 1-2 суток проводились практические занятия по изучению ТСР и их боевому применению, выдавались рекомендации по организации и ведению разведки в условиях боя в городе. Однако вся эта работа была недостаточно эффективной из-за спешки и нереальных сроков подготовки, отсутствия должной учебно-материальной базы. Правильнее, на наш взгляд, было бы создать единый учебный центр, где следующие в зону конфликта части могли проводить боевое слаживание и непосредственную подготовку под руководством опытных офицеров. Не дело офицерам ... организовывать и проводить занятия по курсу молодого бойца-разведчика, правильнее было бы привлекать для этого специалистов-педагогов и требовать от командиров разведывательных подразделений и частей качественной боевой подготовки. Но для этого не хватало малого - нормальной экономической, социальной и психологической обстановки в войсках накануне операции.
Генерал-армии П.Грачев 21 декабря 1994 года представил на совещании в Моздоке в качестве нового командующего войсками объединенной группировки генерал-лейтенанта Анатолия Квашнина, вместо командующего войсками СКВО генерал-полковника А.Митюхина. По имеющейся информации на этот период группировка дудаевских вооруженных формирований была сосредоточена в 40-45 опорных пунктах, оборудованных в инженерном отношении, включая завалы, минные заграждения, окопы для стрельбы из танков и БМП, позиции артиллерии.