Стремительные темпы развития компьютеризации и информатизации общества
неизбежно ведут к созданию единого мирового информационного пространства,
в котором буду аккумулированы все средства сбора, накопления, обработки,
обмена и хранения информацией. В России современная информационная
инфраструктура в настоящее время только формируется, и входящие
в нее информационные системы зачастую не имеют выхода в открытые
сети связи. В связи с этим опасности для информационной инфраструктуры
России кажутся преувеличенными. Однако по мере внедрения информационных
технологий в различные сферы общественной жизни страны возникают
серьезные проблемы, связанные с обеспечением исправного функционирования
элементов информационной инфраструктуры, сохранности информации
и т. д., с которыми уже столкнулись в развитых странах Запада и,
в первую очередь в США, обладающих половиной всего мирового информационного
ресурса.
В России уже появился ряд концептуальных документов, рассматривающих
информационные угрозы национальной безопасности. Прежде всего это
"Концепция национальной безопасности Российской Федерации"
и "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации".
Так, в "Концепции" четко определены угрозы стране в информационной
сфере. Это "стремление ряда стран к доминированию в информационном
пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного
рынка; разработкой рядом государств концепции информационных войн,
предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности
информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа
к ним".
Информационное пространство фактически стало театром военных действий,
где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество,
а в случае необходимости разгромить противника. Размах противоборства
в информационной сфере достиг таких масштабов, что потребовалось
создание специальной концепции получившей название "информационной
войны" или "информационного противоборства".
Впервые работы по созданию концепции "информационной войны"
начались в США в начале 90-х годов. В настоящее время существует
несколько вариантов трактовок термина "информационная война".
Однако отличия между ними незначительны, поэтому с полным основанием
можно использовать вариант термина, представленного в Уставе Сухопутных
войск США FM 100-6 "Информационные операции" (август,
1996 г.). Согласно этому документу "Информационная война -
это комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства
путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные
системы и компьютерные сети противника при одновременной защите
своей информации, информационных процессов, информационных систем
и компьютерных сетей".
В рамках информационной войны проводятся мероприятия наступательного
и оборонительного характера. Соответственно совершенствуются уже
существующие и активно разрабатываются новые оборонительные и наступательные
средства ведения информационного противоборства, которые позволят
достичь информационное превосходство над противником.
Информационная инфраструктура России в виду ряда причин является
уязвимой от воздействия наступательных средств ведения информационного
противоборства, получивших название "информационное оружие".
К этим причинам "Доктрина информационной безопасности Российской
Федерации" относит:
- отсутствие единой государственной политики в области обеспечения
информационной безопасности России;
- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности России;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание
их возможностей по противодействию создания конкурентоспособных
российских информационных технологий;
- монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов
отечественными и зарубежными информационными структурами;
- использование несертифицированных отечественных и зарубежных
информационных технологий, средств защиты информации, средств
информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии
российской информационной инфраструктуры и т. д.
Чтобы определить, имеет ли понятие "информационное оружие"
право на существование, следует прежде всего обратиться к определению
оружия.
В "Советской военной энциклопедии" оружие определяется
как "устройства и средства, применяемые в вооруженной борьбе
для поражения и уничтожения противника".
Основным в определении оружия представляется цель его использования,
а именно поражение противника. Под поражением объектов (целей) подразумевается
воздействие различными средствами поражения на объекты (цели), в
результате которого они полностью или частично (временно) теряют
способность к нормальному функционированию (выполнению боевой задачи).
Поражение объектов заключается в их уничтожении (разрушении),
подавлении и изнурении (живой силы объектов).
Уничтожение объекта состоит в причинении ему такого ущерба, при
котором он полностью теряет боеспособность.
Подавление предполагает нанесение объекту такого ущерба (повреждений)
и создание для него таких условий, при которых он временно лишается
боеспособности, ограничивается (воспрещается) его маневр или нарушается
управление.
Изнурение состоит в длительном ведении по объекту беспокоящего огня
ограниченным количеством сил и средств или нанесение по нему периодических
ударов авиации. Основной его целью является морально-психологическое
воздействие на живую силу объекта и тем самым снижение его боеспособности
и воспрещение нормального функционирования.
Итак, способно ли так называемое информационное оружие поражать
противника?
Информационное оружие, согласно одному из существующих определений
- это комплекс программных и технических средств, предназначенных
для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и вмешательства
в работу его информационных систем.
Информационное оружие возможно классифицировать по методам воздействия
на информацию, информационные процессы и информационные системы
противника. Это воздействие может быть физическим, информационным,
программно-техническим или радиоэлектронным.
Физическое воздействие может быть осуществлено путем применения
любых средств огневого поражения. Однако более корректным было бы
отнести к информационному оружию физического воздействия средства,
предназначенные исключительно для воздействия на элементы информационной
системы: противорадиолокационные ракеты, специализированные аккумуляторные
батареи генерации импульса высокого напряжения, средства генерации
электромагнитного импульса, графитовые бомбы, биологические и химические
средства воздействия на элементарную базу.
С помощью противорадиолокационных ракет в первые дни воздушной операции
коалиционных миротворческих сил в зоне Персидского залива (1991
г.) было выведено из строя 80 % наземных РЛС Ирака.
Эффективным является и использование генераторов электромагнитного
излучения. Проведенные эксперименты показали, что простейшие малогабаритные
генераторы на расстоянии до 500 м могут внести опасные искажения
в работу приборов самолета, совершающего взлет или посадку, а также
заглушать двигатели современных автомобилей, оснащенных микропроцессорной
техникой.
Графитовые бомбы применялись американскими вооруженными силами в
ходе войны в Персидском заливе и в Косово. Их поражающий эффект
достигается путем создания над объектом облака площадью до 200 м2
из произведенных на основе углерода и обладающих сверхпроводимостью
тонких волокон. При соприкосновении волокон с токонесущими элементами
(изоляторы, провода и т. д.) происходило короткое замыкание и вывод
из строя электроцепей.
Биологические средства представляют собой особые виды микробов,
способные уничтожать электронные схемы и изолирующие материалы,
используемые в радиоэлектронной технике.
Информационные методы воздействия реализуются посредством
всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных
сетей типа "Интернет", станциями голосовой дезинформации.
Так как основным элементом информационной инфраструктуры являются
люди, мотивация деятельности которых базируется на их физиологических,
социальных и информационных потребностях, то правильно рассчитанное
применение так называемых информационно-психологических методов
воздействия оказывает прямое влияние на уровень безопасности государства.
Особенно это касается России, где пока отсутствует организованная
система формирования и поддержания в обществе необходимых нравственных
ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.
Научно-технический прогресс в области информационных технологий,
развитие СМИ стерли национальные границы в информационном пространстве
и создали беспрецедентные возможности для подавления противника
с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физического
разрушений. Проходя через сознание каждого члена общества, длительное
массированное информационно-психологическое воздействие разрушающего
характера создает реальную угрозу существованию нации в результате
трансформации ее исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих
и идеологических установок.
Существуют многочисленные факты, когда не только зарубежные, но
и некоторые российские средства массовой информации, прикрываясь
лозунгами "объективности информационного освещения" тех
или иных событий, наносят ущерб информационной безопасности страны
путем манипулирования информацией, распространения дезинформации,
информационной поддержкой различных группировок экстремистского
и криминального толка. И эта проблема усугубляется как за счет монополизации
отечественных СМИ, так и за счет неконтролируемого расширения сектора
зарубежных СМИ в информационном пространстве России.
Станции голосовой дезинформации, разрабатываемые в настоящее время
в США, позволят входить в радиосети объекта воздействия и смоделированным
компьютерными средствами голосом командира подразделения (части)
противника отдавать приказы и распоряжения подчиненным им войскам,
тем самым нарушая управление войсками.
Средствами реализации программно-технических методов являются
компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также
специальные средства проникновения в информационные сети. Данные
средства используются для сбора, изменения и разрушения информации,
хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления
выполнения различных функций информационно-вычислительных систем.
Программно-технические средства можно классифицировать согласно
выполняемым с их помощью задачам на средства сбора информации,
средства искажения и уничтожения информации и средства воздействия
на функционирование информационных систем. Причем некоторые
средства могут быть универсальными и использоваться как для искажения
(уничтожения) информации, так и для воздействия на функционирование
информационных систем объекта воздействия.
Средства сбора информации позволяют производить несанкционированный
доступ к компьютерным системам, определять коды доступа, ключи к
шифрам или другую информацию о зашифрованных данных и по каналам
обмена передавать полученные сведения заинтересованным организациям.
В настоящее время разработаны специальные программные продукты,
так называемые "ноуботы" (Knowbot - Knowledge Robot),
которые способны перемещаться в информационной сети от компьютера
к компьютеру и при этом размножаться, создавая копии. "Ноубот"
вводится в компьютерные системы и, обнаружив интересующую его информацию,
оставляет в этом месте свою копию, которая собирает информацию и
в определенное время передает ее. С целью исключения обнаружения
в "ноуботе" могут быть предусмотрены функции самоперемещения
и самоуничтожения.
Задачи сбора информации решаются и с помощью программных продуктов
"Демон" ("Demon"), "Вынюхиватели"
("Sniffers"), "Дверь-ловушка" ("Trap Door").
Программный продукт "Демон", введенный в систему, записывает
все команды, вводимые в нее, и в определенное время передает информацию
об этих командах. Аналогично действуют и "Вынюхиватели",
которые считывают и передают первые 128 битов информации, необходимых
для входа в систему. Программы используются для вскрытия кодов доступа
и шифров. "Дверь-ловушка" позволяет осуществлять несанкционированный
доступ к информационным массивам базы данных в обход кодов защиты.
При этом система и элементы защиты его не распознают.
Созданы и постоянно модернизируются специальные технические устройства,
позволяющие считывать информацию с мониторов компьютеров. Перспективным
является также создание миниатюрных специализированных комплексов
сбора, обработки и передачи информации, которые могут внедряться
под видом обычных микросхем в состав самых различных радиоэлектронных
устройств.
Средства искажения и уничтожения информации включают программные
продукты "Троянский конь" ("Trojan Horse"),
"Червь" ("Worm"), а также многочисленные компьютерные
вирусы, количество которых превышает 60 тысяч.
"Троянский конь" позволяет осуществить скрытый несанкционированный
доступ к информационным массивам. Он активируется по команде и используется
для изменения или разрушения информации, а также замедлять выполнение
различных функций системы.
"Червь" - это посторонний файл, сформированный внутри
информационной базы данных системы. Он способен изменять рабочие
файлы, уменьшать ресурсы памяти, а также перемещать и изменять определенную
информацию.
К средствам воздействия на функционирование информационных систем
относятся "Логические бомбы", "Бомбы электронной
почты" и т. д.
Логическая бомба представляет собой инструкцию, находящуюся в неактивном
состоянии до получения команды на выполнение определенных действий
на изменение или разрушение данных, а также нарушение работоспособности
информационно-вычислительных систем. Так, в ходе войны в Персидском
заливе Ирак не смог применить против многонациональных сил закупленные
во Франции системы ПВО, так как их программное обеспечение содержало
логические бомбы, активизированные с началом боевых действий.
Бомбы электронной почты - это большой объем несанкционированных
сообщений с целью увеличения нагрузки на сервер таким образом чтобы
он стал недоступен или его ресурсы стали недостаточными для нормальной
работы. Именно таким образом был заблокирован в марте 1999 г. на
трое суток сервер НАТО. Неизвестный адресат регулярно присылал на
адрес Североатлантического блока около 2000 телеграмм в день, которые
переполнили электронный "почтовый ящик".
Радиоэлектронные методы воздействия предполагают использования
средств радиоэлектронного подавления, радиоэлектронной разведки
и некоторые другие. Основным предназначением такого оружия является
контроль информационных ресурсов потенциального противника и скрытое
или явное вмешательство в работу его систем управления и связи в
целях дезорганизации, нарушения нормального функционирования или
вывода их из строя как в мирное, так и в военное время при действиях
самостоятельно либо в сочетании с другими средствами воздействия
на противника.
Таким образом можно прийти к выводу, что практически все вышеперечисленные
средства ведения информационного противоборства используются для
поражения объектов (целей противника), в основном с целью их подавления.
Вопрос вызывает лишь причисление к оружию средств массовой информации,
включая глобальную информационную сеть "Интернет", а также
программно-технические и радиоэлектронные средства сбора информации.
Что касается средств массовой информации, то использование их с
целью оказания активного информационно-психологического воздействия
может снизить или даже лишить личный состав противника на определенный
период боеспособности, заставив его уклоняться различными путями
от участия в боевых действиях. В этом случае СМИ выступают в качестве
средства подавления, то есть относятся к оружию.
Программно-технические и радиоэлектронные средства сбора информации
не попадают под классическое определение оружия, так как они не
участвуют в непосредственном поражении противника, а лишь обеспечивают
условия для эффективного ведения вооруженного и, в частности, информационного
противоборства. Но если принять за основу сформулированное выше
определение информационного оружия, то средства сбора информации
несомненно обеспечивают контроль над информационными ресурсами противника
и могут быть причислены к этому виду оружия.
Основными способами и методами применения информационного оружия
могут быть:
- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационной
инфраструктуры (разрушение сетей электропитания, создание помех,
использование специальных программ, стимулирующих вывод из строя
аппаратных средств, а также биологических и химических средств
разрушения элементарной базы);
- уничтожение или повреждение информационных, программных и технических
ресурсов противника, преодоление систем защиты, внедрение вирусов,
программных закладок и логических бомб;
- воздействие на программное обеспечение и базы данных информационных
систем и систем управления с целью их искажения или модификации;
- угроза или проведение террористических актов в информационном
пространстве (раскрытие и угроза обнародования или обнародование
конфиденциальной информации об элементах национальной информационной
инфраструктуры, общественно значимых и военных кодов шифрования,
принципов работы систем шифрования, успешного опыта ведения информационного
терроризма и др.);
- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов,
демонстрации силы и доведения своих требований;
- уничтожение и подавление линий связи, искусственная перегрузка
узлов коммутации;
- воздействие на операторов информационных и телекоммуникационных
систем с использованием мультимедийных и программных средств для
ввода информации в подсознание или ухудшения здоровья человека;
- воздействие на компьютерное оборудование боевой техники и вооружений
с целью вывода их из строя.
Таким образом, создание единого глобального информационного пространства,
являющееся естественным результатом развития мировой научно-технической
мысли и совершенствования компьютерных и информационных технологий,
создает предпосылки к разработке и применению информационного оружия.
Владение эффективным информационным оружием и средствами защиты
от него становится одним из главных условий обеспечения национальной
безопасности государства в XXI веке.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации,
М., 2000 г.
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, М.,
2000 г.
3. Советская военная энциклопедия, М., 1978 г. т. 6.
4. ИНФО-ТАСС. - 1999 г. 31 марта.
5. Газета "Независимое военное обозрение", 17 июля 1998
г.
6. Газета "Независимое военное обозрение", 18 ноября
1995 г.
|