Управление в сложных системах, которыми являются крупные общности людей и техники, отличается от традиционного представления об управлении.
Это связано с тем, что сложные системы слабопредсказуемы, определить как желаемое, так и практически достижимое состояние крайне сложно, тем более сложно выбрать и навязать системе "оптимальный" путь перехода из одного состояния в другое.
Поэтому по содержанию и механизму управление сложными системами наиболее близко к физиологическим процессам возбуждения и торможения, то есть процессам внешнего и внутреннего стимулирования. В связи с этим управление сложными системами есть создание стимулов, возбуждающих или тормозящих внутрисистемные процессы, ход и последствия которых в основном определяет сама система. Использование тех или иных стимулов приводит к требуемому изменению (уменьшению или увеличению) эффективности системы.
Управление должно достигаться ценой относительно малых энергозатрат. В этом смысле информационное управление является одним из приоритетных, поскольку энергоресурс информационного управления как правило незначителен по сравнению с энергоресурсом управляемой системы.
Информационное воздействие как процесс управления - это возбуждение (торможение) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор. Этот способ воздействия на противника не предполагает прямого выведения из строя части элементов его системы, но представляет собой передачу противнику такой информации, которая натолкнет его на выбор определенного решения, при котором эти элементы потеряют свою эффективность. При этом надо учитывать, что, как правило, в тоже время противник поступает аналогично и пытается проводить подобное информационное воздействие по отношению к нам.

Данное информационное воздействие обладает рядом особенностей:

  1. Чтобы мы могли принять решение о воздействии на противника, у нас должно сложиться представление о возможной реакции противника путем мысленного восстановления процесса: "я думаю, что противник предполагает, что я приму решение, думая, что он ответит и т.д.". Такая рефлексия может носить многократный харрактер.
  2. При таком воздействии велика роль мотивации, определяющей цели управления. Мотивация при этом извлекает из памяти опыт прошлого, заставляет мышление оценивать результаты с учетом конкретной внешней обстановки настоящего.
  3. Управление в конкретном случае имеет недостоверный характер. Так союзник может не понять цели и намерения управляющей системы и отреагировать в силу своего понимания цели. Противник может вскрыть замысел и цель воздействия и прореагировать на него, исходя из своей оценки обстановки.
  4. Роль ограничивающих условий при выборе дозволенных приемов, способов и средств воздействия играют морально-этические принципы и правовые нормы.
  5. Чем масштабнее цели управления , тем сложнее и многостороннее по охвату различных аспектов деятельности управляемой системы проводимый комплекс управляющих воздействий.
  6. Информационное воздействие всегда динамично, особую роль в нем играет прогнозирование ожидаемых результатов, глубина управления определяется прочностью связей между системами (напряженностью) и соотношением сил.

Информационное воздействие может быть трех видов:

  1. Изменение в нужную сторону исходных данных, которые использует управляемая система при принятии решений. Например, в отношении противника: угрозы (реальные и мнимые); различные виды информационного давления; конструирование исходной обстановки, в которой противник принимает решения; представление тенденций развития обстановки (история и псевдоистория) и т.д.
  2. Воздействие на сам процесс принятия решения в управляемой системе. Например, в отношении противника: воздействие на алгоритм принятия решений (замена на менее эффективный); снижение уровня устойчивости элементов, ответственных за принятие решений и т.д.
  3. Различные сочетания первых двух видов.

Решение на информационное воздействие принимается либо по оценки возможностей противника, либо по его намерениям.

Процесс информационного воздействия делится на следующие этапы:

  1. Предварительная разведка - выявление текущей обстановки, состояние противника, определение тенденций управления.
  2. Управление противником - информационное воздействие на противника с целью передачи ему сведений соответствующих нашему замыслу.
  3. Оперативная разведка - проверка результатов рефлексивного управления.
  4. Оперативное управление - действия наших собственных сил по достижению требуемой цели.

Реализация каждого этапа требует определенного расхода ресурсов и, естественно, тем больше будет истрачено ресурсов на этапе управления противником, тем меньше их останется на оперативное управление.
Противник, как правило, решает аналогичную задачу, и преимущество получает та сторона, которая наиболее оптимально распределяет свои ресурсы по этапам.
Основная проблема состоит в установлении правильного соответствия между результатами первого этапа и решения принятого на втором этапе. Это означает, что навязываемая другой стороне стратегия должна не только соответствовать цели управления, но и вытекать из тенденции управления. Поэтому противника необходимо превратить в объективно содействующую систему, хотя он стремится к противодействию.
На практике процесс информационного воздействия принимает следующий вид: после предварительной разведки (этап 1) вырабатывается план оперативного управления (этап 4) и намечаются мероприятия оперативной разведки (этап 3), соответствующие плану. Полученные результаты являются лишь приближенной, желательной моделью решения. Далее на основании тех же данных намечается и реализуется программа управления противником (этап 2). Оперативная разведка показывает степень отклонения действительности от первоначальной модели, и если отклонение невелико, то реализуется первоначальный план, а если обнаружено заметное отклонение, то строится
новая модель, новый план оперативного управления и управления противником. Далее цикл повторяется до тех пор, пока оперативная разведка не подтвердит модель.
Однако ввиду ограничений по времени принятия решения и реализации операции и наличного ресурса управления число циклов ограничено. Поэтому окончательное решение практически всегда принимается с определенным оперативным риском. Однако, в большинстве случаев, даже при небольшом числе циклов удается построить такую модель ситуации, которая позволяет превратить противодействие противника в содействие, при котором противник будет непроизвольно помогать понижению своей эффективности, предполагая при этом, что действует в противоположном направлении.
Представленные выше теоретические основы информационного воздействия являются в значительной мере попыткой дать формальный набросок процесса управления противником. Каждая отдельно взятая практическая ситуация требует творческого подхода и использование представленных принципов не в качестве застывших догм, а как отправную точку для реального информационного воздействия.
В свою очередь, некоторые теоретические положения могут показаться на первый взгляд неочевидными и требуют дополнительного осмысления с точки зрения практики. Именно за счет этих взаимопроникающих процессов видится дальнейшее развитие процесса создания технологий информационного sвоздействия.