Стремительное развитие Интернет - технологий приобретает решающее значение для резкой активизации процесса развития и совершенствования новых форм и методов информационного противоборства. Глобальная информационная сеть постепенно становится одним из наиболее эффективных средств влияния на общественное сознание. В настоящее время министерство обороны США располагает рядом динамически обновляющихся веб-сайтов, задачей которых выступает укрепление доверия среди граждан США к армии, а также популяризация воинской службы. Однако эта новая область не является статической. Интернет-пространство непрерывно преобразовывается, что диктует необходимость приспосабливаться к технологическим новшествам и совершенствовать структуру современных средств коммуникации. Американское военное руководство принимает активные меры для освоения киберпространства с целью формирования нового плацдарма для проведения психологических операций. Одним из перспективных направлений в данной области является использование блогов (сетевых дневников).

Блог (англ. blog, от web log, виртуальный "сетевой журнал или дневник событий") - это вебсайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые короткие записи временной значимости, изображения или мультимедиа. Блоги, исходя из авторской принадлежности, могут быть личными, групповыми или общественными, а по содержанию - тематическими или общими. Помимо этого, они могут объединяться в сети блогов по тематическим признакам или по другим критериям.

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются тем, что они могут быть публичными, то есть доступными любому интернет-пользователю. В основном сетевые дневники пишутся для других читателей. Для блогов характерна возможность оставления отзывов к записям непосредственно в электронном виде, что позволяет использовать их в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами и чатами.

Первое появление блогов зафиксировано в 1992 году, однако их широкое распространение началось лишь с 1996 года. В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан - Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.

В сентябре 2006 года поисковая система Technorati отслеживала в Соединенных Штатах 54,1 миллиона блогов с предполагаемым темпом роста 75 000 новых блогов в день. Интернет - дневники обновляются регулярно, приблизительно 1,2 миллионами сообщений ежедневно. Появляются новые разновидности блогового общения - видео - блоги, содержащие любительское видео, снятого в режиме реального времени. Согласно статистике, 39 процентов совершеннолетних Интернет -пользователей (57 миллионов американцев) регулярно читают сетевые дневники.

Потенциальный эффект использования блогов в информационных операциях изучается командованием армии США уже несколько лет. В июле 2005 года в департаменте по связям с общественностью Центрального командования США (U. S. Central Command - CENTCOM) начала действовать группа, анонимно публикующая в Интернет - дневниках информацию о проводимых операциях в Ираке и Афганистане. На момент создания группа состояла из трех человек. Данное подразделение получило название "группа по связям с электронными СМИ" (Electronic media engagement team). К обязанностям ее сотрудников относится ежедневный просмотр сообщений и написание комментариев к ним на различных сайтах.

В случае некорректных или неточных высказываний со стороны блоггеров о действиях подразделений армии США, способных нанести ущерб ее престижу, члены группы предоставляют автору прямую ссылку на сайт  CENTCOM, содержащий официальные разъяснения армейского руководства по тому или иному поводу.

По словам представителя CENTCOM, этот способ связи с общественностью является одним из самых эффективных. С одной стороны, он обеспечивает трафик сайту Центрального командования, с другой - позволяет распространять официальную информацию непосредственно пользователям, минуя традиционные СМИ. По имеющимся данным, на сегодняшний день осуществляется переписка более чем с 250 блоггерами (налаженные контакты не прерываются), что обеспечивает "правильной" информацией в общей сложности не менее семнадцати миллионов пользователей Интернет.

Некоторые эксперты приходят к выводу, что действия группы представляют собой немаловажную составную часть информационной операции, призванной способствовать укреплению положительного образа армии США и американских военнослужащих в глазах европейской и мировой общественности. Помимо этого, решается задача информационного сопровождения мероприятий государства в рамках кампании по увеличению количества добровольцев, желающих вступить в ряды вооруженных сил США.

Следствием пристального внимания американского руководства к проблемам использования новейших коммуникационных технологий в информационных операциях стало проведение в 2006 году отделом по связям с общественностью центра поддержки информационных операций сухопутных войск США (ЦПИОСВ, Форт - Ливенворт, штат Канзас) "Конкурса статей и научных исследований в сфере информационных операций". В начале 2007 года руководство ЦПИОСВ подвело итоги и объявило победителей. Первое место было присуждено работе майора Элизабет Л. Роббинс  "Информационная операция "Грязные сапоги": бум солдатских блогов", исследование которой рекомендовано к опубликованию в военно-научном журнале "Военное обозрение" и отмечено комиссией как "заслуживающее особого внимания".

В конце 2005 года в ЦРУ была создана отдельная структура под названием "Центр открытых источников", которая занимается анализом общедоступной информации. Процесс поиска и систематизации информации в глобальной сети в значительной степени автоматизирован. Центр использует мощные компьютеры и сложные программы для "просеивания" информационных потоков из Интернета на предмет выявления ценных данных. Кроме того, специалисты Центра покупают информацию в коммерческих базах данных, а также используют материал различных правительственных органов, занятых сбором незасекреченной информации. Помимо этого, продолжают разрабатываться новые методы для проверки достоверности получаемых данных. Как сообщает представитель Центра, главным поставщиком информации для разведчиков США стали блоги, в которых можно обнаружить не только важную социологическую информацию, но и некоторые конфиденциальные данные о новых военных технологиях или научных открытиях.

Существуют так же предпосылки внедрения системы блогов в специализированную сеть Intelink, используемую военными, спецслужбами, а также различными силовыми структурами для конфиденциального обмена информацией. Ее содержимое засекречено, проходящие через нее данные шифруются, однако само ее существование секретом не является. Система представляет собой обособленную версию "общепринятого" Интернета со своими порталами, чатами и форумами, поисковыми системами, почтовыми службами и другими сервисами. С помощью Intelink сотрудники армии и спецслужб координируют действия, обсуждают рабочие вопросы и получают необходимые сведения.

Осенью 2005 года, учитывая потенциальный эффект использования блогов в информационных операциях, командование армии США приступило к анализу использования войсками этого аспекта развивающейся информационной технологии.

В сети Intelink уже существует проект "Center for Army Lessons Learned", похожий на блог, в который может отправить текст любой военнослужащий, но перед публикацией тексты проверяются экспертной комиссией на предмет прикладной значимости содержащейся в нем информации. Внедрение блоговой системы также еще и весьма дешево по меркам оборонного бюджета США.

Для солдат и офицеров армии США и их семей Интернет и голосовое общение - неотъемлемые  элементы образа жизни. Во время служебных командировок, сетевые дневники стали более быстрым и простым способом общения военнослужащих с друзьями и семьей, чем электронная почта. Явление получило такое распространение, что в английском языке появился специальный термин для Интернет - дневников, ведущихся военнослужащими (milblog). По словам одного офицера запаса, "лучшие блоги предлагают попробовать на вкус действительность Ирака или Афганистана - то, что СМИ редко способны передать. Это новая возможность для новобранцев изучить армейскую действительность". Множество блогов содержат подробные объяснения того, почему автор решил вступить в ряды вооруженных сил, описание карьерного роста. Некоторые военнослужащие, отправляющиеся в места ведения боевых действий,  читают блоги тех, кто уже там находится с тем, чтобы получить непредвзятую информацию о предстоящих командировках "из первых рук". Планируется, что сетевые дневники будут использоваться для укрепления положительного образа армии США среди гражданского населения. Вторичная, но все же важная причина поддержки Интернет - дневников состоит в том, чтобы позволить блоггерам вооруженных сил противостоять ложным сведениям, распространяемыми другими блогами об американской армии. По мнению некоторых специалистов, официальный сайт армии США не сможет оказать столько же влияния, сколько сможет отдельный солдат, ведущий свой собственный блог, так как мнению общественности (армии) другие блоггеры доверяют меньше, чем отдельно взятой личности.

Наряду с положительным эффектом феномена блогов, американское военное руководство столкнулось с проблемой систематической утечки в связи с этим информации, не подлежащей разглашению. По мнению командования, бесконтрольное общение в сетевых дневниках способно привести к появлению в них информации, характер которой способен заинтересовать потенциального противника, предоставив интересующую его информацию, например, о готовящейся военной операции.

Военнослужащие армии США  зачастую используют блоги в качестве форума для того, чтобы рассказать о своих негативных впечатлениях от армии. По мнению представителей Пентагона, проблема состоит в том, что американские солдаты и офицеры располагают возможностью публиковать информацию, в том числе секретную, анонимно в режиме реального времени. Командование армии США полагает, что подобные прецеденты способны негативно повлиять на морально - психологическое состояние войск, или оказывать помощь противнику в оценке морально - психологической обстановки в конкретных частях или соединениях американских ВС.

В связи с возникшими проблемами, Пентагон издал в 2006 году специальную инструкцию о порядке использования блогов военнослужащими, где определен характер информации, не подлежащей публикации.

Американское военное командование так же выпустило специальную инструкцию, регламентирующую действия военнослужащих, находящихся в Ираке, при ведении ими сетевых дневников, где сказано что  сведения, которые публикуют в Интернете находящиеся в Ираке представители американской армии, предварительной цензуре не подлежат, но военнослужащие сами несут ответственность за неразглашение информации для служебного пользования.

В документе также указывается, что командиры подразделений должны периодически проверять блоги своих подчиненных. Нарушителям информационного режима в документе предписываются административные санкции.

Таким образом, являясь эффективным средством коммуникации, блоги приобретают популярность не только среди гражданского населения, но и среди американских военнослужащих. Использование сетевых дневников в интересах проведения информационных операций подразделениями ПсО США способно оказать существенное влияние на морально-психологическое состояние войск США, а также помочь в оценке его со стороны потенциального противника. По мнению аналитиков Пентагона, положительные результаты, полученные в ходе использования блоговой системы, могут оказать значительную помощь в сфере укрепления национальной безопасности.

 

А.Емельянов