Значительные изменения в глобальной военно-политической обстановке и нарастание угроз национальной безопасности Японии, которые декларируются японским руководством, вынуждают Токио определять главной целью своей деятельности на международной арене необходимость существенного повышения влияния Японии на военно-политические процессы в Восточной Азии и адекватного реагирования на новые угрозы. Одним из основных инструментов достижения поставленных задач военно-политическое руководство Японии рассматривает национальные Силы самообороны[1], в ходе строительства которых активно решаются вопросы создания современных многофункциональных войск (сил), способных эффективно реагировать на разноплановые угрозы, в том числе противодействовать всем видам терроризма, как на японской территории, так и за рубежом.

Законодательное закрепление значимой роли вооруженных сил осуществляется Законом "О Силах самообороны" и Конституцией Японии (статья 9)[2], провозглашающей отказ от обладания вооруженными силами, от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров, а также от права на коллективную оборону.

История создания сил самообороны Японии берет свое начало в 1945 году, когда после подписания Потсдамской декларации были осуществлены разоружение и демобилизация японской армии. 30 ноября этого же года распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами. Японские военнослужащие были лишены прав на пенсию. В 1947 году после принятия новой Конституции страны, Япония добровольно отказалась от своего права на ведение войн, что законодательно было закреплено 9-й статьей основного закона.

Однако это положение Конституции трактовалось не столь упрощенно и догматично. Еще в январе 1950 года главнокомандующий американскими оккупационными войсками генерал Д. Макартур в обращении к японскому народу заявил, что Япония имеет «право на самооборону». Через несколько месяцев, 8 июля 1950 года в соответствии с приказом главнокомандующего оккупационными войсками начато формирование полицейского резервного корпуса общей численностью 75 тысяч человек.

В августе 1952 года японское правительство преобразовало полицейский резервный корпус в корпус национальной безопасности и увеличило его численность до 110 тысяч человек. А уже в сентябре 1953 года на базе этого корпуса были созданы Силы самообороны - это название сохраняется за японскими вооруженными силами по настоящее время.

Окончательно структура Сил самообороны Японии была сформирована к 1976 году и с тех пор не претерпела значительных изменений. Верховным главнокомандующим является премьер-министр, при котором существует консультативный орган - Совет национальной безопасности, а непосредственное управление войсками и флотом осуществляют Министерство обороны и Объединенный штаб с соответствующими командующими и штабами видов вооруженных сил. Основным управляющим органом в этой системе является Министерство обороны во главе с гражданским лицом.

Органы управления

 

Верховному главнокомандующему вооруженными силами Японии предоставлено право в случае резкого обострения военно-политической обста­новки объявлять чрезвычайное положение в стране, приводить вооруженные силы в высшие степени боевой готовности, отдавать распоряжения о начале боевых действий. Законом "О силах самообороны" оговорено, что премьер-министр обязан представить отданные им рас­поряжения на утверждение в парламент.

 

 

Органы военного управления ВС Японии

 

МИНИСТР ОБОРОНЫ

 

Начальник

 

объединенного штаба

 

Начальник

 

разведывательного управления

 

ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ (премьер-министр)

 

КОМАНДУЮЩИЙ ВМС (начальник штаба)

 

КОМАНДУЮЩИЙ ВВС (начальник штаба)

 

КОМАНДУЮЩИЙ СВ (начальник штаба)

 

Оперативное управление

 

Административное управление

 

Совет национальной безопасности - консультативный орган при премьер-министре. Предназначен для выработки рекомен­даций по определению и реализации основных направлений военной политики, строительства вооруженных сил, развития оборонной промышленности, японо-американского сотрудничества в военной области. В состав совета входят: премьер-министр (председатель); министры ино­странных дел, обороны, по административно-координационным вопросам, финансов; государ­ственный министр по вопросам финансово-экономической политики; генеральный секретарь кабинета министров; председатель комиссии по делам общественной безопасности.

Министерство обороны (Закон о его создании вступил в силу 9 января 2007 года) несет ответственность за строительство вооруженных сил, их боевую готовность, организацию управления войсками (силами), материально-техническое обеспечение Сил самообороны, военно-научные исследования, а также за выполнение обязательств, вытекающих из Договора о взаим­ном сотрудничестве и обеспечении безопасности с США.

Министр обороны (гражданское лицо) назначается премьер-министром из числа депута­тов парламента и является членом правительства. Ему предоставлено право с санкции премьер-министра приводить вооруженные силы в повышенные степени боевой готовности и отдавать распоряжения по их боевому применению. Руководство вооруженными силами он осуществля­ет через центральный аппарат министерства обороны и объединенный штаб. У него имеются четыре заместителя (первый, постоянный и два парламентских), группа советников. В организационную структуру управления входят секретариат и четыре департамента - военной политики, оперативный, кад­ров и обучения, технического обеспечения.

Штат центрального аппарата министерства обороны составляет около 870 человек, кото­рые являются государственными гражданскими служащими. Для решения специальных задач прикомандировываются военнослужащие.

Кроме того, в состав Министерства обороны включены вербовочные пункты (всего 50), которые носят официальное наименование региональные отделы со­действия вооруженным силам. Помимо решения задач комплектования Сил самообороны личным составом за счет населения страны на данные структурные подразделения Министерства обороны Японии возложены функции решения задач гражданской обо­роны, организации и осуществления взаимодействия с местными органами власти.

Объединенный штаб является основным органом оперативного управления вооруженными силами Японии. В сферу его деятельности входят текущее и перспективное планирование строительства и приме­нения вооруженных сил, руководство их повседневной деятельностью, тыловое обеспечение, организация и проведение крупных национальных учений, а также совместных с вооруженными силами США мероприятий опе­ративной и боевой подготовки. Организационно в состав объединенного штаба входят четыре управления: административное, оперативное, планирова­ния, систем управления и связи. Штатная численность - около 550 человек, включая граж­данских специалистов. Руководство деятельностью объединенного штаба возложено на начальника объединенного штаба, чья должность является высшей военной должностью в вооруженных силах Японии, а также его заместителя и трех советников: по юридическим вопросам, общественным связям и тыловому обеспечению.

Система комплектования

 

В настоящее время численность Сил самообороны Японии составляет 240,4 тысячи человек. Принцип комплектования - на добровольной основе через сеть специально созданных в структуре Министерства обороны страны вербовочных пунктов. Резерв сил самообороны Японии составляет почти 42 тысячи человек, в том числе: 1-й очереди (для восполнения потерь Сухопутных войск) - 6,2 тысячи человек, 2-й очереди - 35,6 тысяч человек. В целом мобилизационные ресурсы страны насчитывают более 29 миллионов человек, из которых 25,2 годных к военной службе.

Тем не менее, руководство Японии активно проводит комплекс плановых мероприятий по совершенствованию резервных компонентов национальных вооружен­ных сил. До настоящего времени резерв вооруженных сил пополнялся только путем набора бывших военнослужащих, уволенных из регулярных вооруженных сил по истечении контрактов. Однако, японское военное ведомство осуществляет  внедрение но­вой системы комплектования резерва, предусматривающей возможность отбора в резерв граждан, не имевших опыта военной службы. При этом планируется набирать на добровольной контрактной основе лиц двух категорий - со специальным техническим образованием и без него. Набранные по контракту резервисты будут официально зачисляться в состав резерва с выплатой соответствующего денежного довольствия с сохранением заработной платы по основному месту работы (до 40 долларов США ежемесячно и до 80 долларов США ежесуточно в период прохождения военных сборов). Подготовка резервистов будет осуществляться в ходе сборов, проводимых на базе регулярных воинских частей вблизи места жительства.

Одновременно с этим планируется увеличить численность экстренного резерва, предназначенного для срочного доукомплектования боевых со­единений и частей сухопутных войск. В его состав набираются по контрактам только бывшие военнослужащие "сил самообороны". Создание экстренного резерва было на­чато в 1997 году, к 2010 году его численность планируется довести до 15000 человек.

Сухопутные войска

Сухопутные войска Японии, численностью около 148,3 тысяч человек включают все основные рода войск. Их основу составляют мотопехотные (пехотные) и танковые воинские части и подразделения. В качестве аэромобильного компонента Сухопутных войск сил самообороны Японии задействуются воздушно-десантные и аэромобильные подразделения, которые организационно сведены в воздушно-десантную и аэромобильную бригады, соответственно.

Основными органами управления Сухопутными войсками являются командование Сухопутных войск, его главный штаб и цен­тральное командование сил быстрого реагирования, которое было сформировано в 2007 году в интересах повышения воз­можностей вооруженных сил по экстренному реагированию на угрозы национальной и международной безопасности.

Все воинские формирования Сухопутных войск организационно-сведены в объединения, соединения, части и подразделения.

Высшим оперативным объединением Сухопутных войск Японии является армия. Всего в составе СВ Японии насчитывается пять общевойсковых армий (Северная армия, Северо-Восточная армия, Восточная армия, Центральная армия, Западная армия), одновременно выполняющих функции региональных командований на направлении. Установленная зона ответственности и оперативное предназначение армии определяет и ее боевой состав. Каждая армия в своей организационной структуре имеет: штаб, одну-две пехотные (мотопехотные) дивизии, до двух общевойсковых бригад, артиллерийскую бригаду (группу полевой артиллерии), бригаду (отдельную группу) ЗУР "Усовершенствованный Хок", батальон армейской авиации, инженерную бригаду, полк связи, батальон военной полиции, комендантскую роту, артиллерийско-технический и автотранспортный батальоны, соединения и части тылового обеспечения, учебное соединение (воинскую часть).

Основным тактическим соединением Сухопутных войск является пехотная дивизия. В организационную структуру дивизии входят: пять-шесть полков (три-четыре пехотных, артиллерийский, тылового обеспечения); танковый батальон (полк); два батальона (инженерный, связи); зенитный ракетно-артиллерийский дивизион; пять рот (штабная, противотанковая, разведывательная, армейской авиации, химической защиты). В настоящее время в сухопутных войсках Японии имеются пехотные дивизии пяти типов ("А", "В", "С", "D", "Е"), различающиеся составом входящих в них частей и подразделений, а также количеством вооружения и военной техники.

Кроме того, в составе Сухопутных войск сил самообороны Японии имеется шесть общевойсковых бригад, одна артиллерийская, две зенитные артиллерийские, пять инженерных, одна вертолетная и три учебных бригады. Отдельные артиллерийские и зенитные артиллерийские подразделения организационно сведены в артиллерийскую и три зенитные артиллерийские группы[3], соответственно.

Наиболее боеспособная и многочисленная группировка Сухопутных войск сил самообороны Японии сосредоточена на острове Хоккайдо (Северная армия) и северной части острова Хонсю (Северо-Восточная армия) - всего 40% от общего потенциала национальных ВС.

На вооружении Сухопутных войск Японии находятся тактические ракеты (около 100 пусковых установок ПУ Тип-88 охраны побережья), основные боевые танки Тип-74 (почти 600 единиц) и Тип-90 (около 300 единиц), около 100 боевых разведывательных машин, более 70 боевых машин пехоты, почти 800 бронетранспортеров. Данное вооружение и боевая техника составляет основу боевой мощи общевойсковых соединений и воинских частей.

Основные боевые танки японских Сухопутных войск Тип-74 и Тип-90 стоят на вооружении танковых соединения и воинских частей. Они разработаны японской фирмой «Мицубиси Хэви Индастриз» и имеют классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

При этом, при разработке танка Тип-74 японские специалисты особое внимание уделили повышению его подвижности, учитывая, что во многих районах Японии встречаются труднопроходимые участки (илистые рисовые поля, горы и т. п.), узкие проселочные дороги, мосты малой грузоподъемности. Все это ограничило боевую массу танка, которая составляет 38 тонн. В качестве силовой установки применен двухтактный V-образный десятицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 10ZF воздушного охлаждения. Использование комбинированного привода компрессоров (механический от двигателя и с использованием выхлопных газов) значительно улучшило приемистость двухтактного двигателя. Кроме обычного дизельного топлива, он может работать на бензине и авиационном керосине. Расход топлива составляет 140 л на 100 км. Гидромеханическая трансмиссия МТ75А типа «Кросс-Драйв» фирмы «Мицубиси» обеспечивает шесть передач переднего хода и одну заднего без выжимания педали сцепления, которой пользуются только при трогании с места и остановке танка. Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Водные преграды глубиной до 4 м он может преодолевать с помощью оборудования для подводного вождения.

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка L7A1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она производится по лицензии фирмой «Ниппон Сэйкосё». Из нее можно вести огонь 105-мм боеприпасами, применяемыми в армиях стран НАТО, в том числе новым американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Японии по лицензии. Боекомплект 55 выстрелов. Вспомогательное вооружение танка включает 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов) и открыто установленный 12,7-мм зенитный пулемет (боекомплект 660 патронов). По бортам кормовой части башни смонтировано по три гранатомета для постановки дымовых завес.

Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, основной и дополнительный прицелы наводчика, стабилизатор вооружения, электронный баллистический вычислитель, пульты управления командира и наводчика, а также приводы наведения. Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы.

 

Тактико-технические характеристики

 

 

 

Экипаж: 4 человека;

Вооружение: 105-мм нарезная пушка L7A1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт, 12,7-мм ЗП;

Боекомплект: выстрелов к пушке - 55 шт, 7,62-мм патронов - 4500 шт, 12,7-мм патронов - 600шт;

Габаритные размеры:

-длина с пушкой вперёд - 9,41 м;

- длина по корпусу - 6,85 м;

-ширина - 3,18 м;

- высота - 2,67 м;

- клиренс - 0,2/0,65 м;

Боевая масса - 38 тонн;

Удельное давление на грунт - 0,85 кг/см2;

Силовая установка: V-образный двухтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 10ZF фирмы Мицубиси, мощность 750 л.с.;

Средняя скорость движения: 53 км/ч;

Запас хода: 400 км.

Преодолеваемые препятствия:

- стенка - 1 м;

- ров - 2,7 м;

- брод - 1 м.

Основной боевой танк Тип-90

был принят на вооружение японских сил самообороны в 1990 году. При его создании японские специалисты стремились довести его боевые свойства до уровня современных танков «Леопард-2» (ФРГ) и М1 «Абрамс» (США). Корпус и башня имеют многослойное разнесенное бронирование. На танке применен автомат заряжания орудия, вследствие чего экипаж сокращен до трех человек.

В качестве основного вооружения выбрана 120-мм гладкоствольная пушка западногерманской фирмы «Рейнметалл», установленная также на танках «Леопард-2» и М1А1 «Абрамс». Боекомплект первой очереди автомата заряжания составляет 20 выстрелов (всего 45 выстрелов). С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а зенитный пулемет калибра 12,7-мм установлен на командирской башенке. Система управления огнем включает прицелы наводчика и командира, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и тепловизионные приборы для действий в темное время суток.

На танке установлен десятицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 1500 л.с. Трансмиссия гидромеханическая. Подвеска ходовой части комбинированная: на передних и задних опорных катках гидропневматическая, а на остальных торсионная. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч.

 

Тактико-технические характеристики

 

 

 

Экипаж: 3 человека;

Вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, спаренный 7,62-мм пулемёт Тип-74, 12,7-мм зенитный пулемёт М2НВ «Браунинг»;

Габаритные размеры:

-длина с пушкой вперёд - 9,7 м;

-ширина - 3,4 м;

- высота - 2,3 м;

-клиренс - 450 (200-600) мм

Боевая масса - 50 тонн;

Среднее удельное давление на грунт - 0,96 кг/см2;

Силовая установка: V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения M-12ZG фирмы «Мицубиси», мощность 1500 л/с;

Максимальная скорость движения: 70 м/ч;

Запас хода: 300 км;

Преодолеваемые препятствия:

- стенка - 1м;

- ров - 2,7 м;

- брод - 2,0 м.

Боевая машина пехоты Тип-89 является основным образцом боевой техники мотопехотных соединений и воинских частей.

Боевая машина пехоты Тип-89

Характерной особенностью компоновки машины является размещение механика - водителя не в левой, а в правой передней части корпуса. Соответственно моторно-трансмиссионное отделение расположено слева от него. В двухместной башне в средней части машины оборудовано отделение управления с рабочими местами командира боевой машины и наводчика-оператора. В кормовой части корпуса находится десантное отделение. В бортах корпуса имеются амбразуры с шаровыми установками (3 в левом борту, 2 в правом и 1 в кормовом люке), предназначенные для стрельбы из личного оружия. В крыше десантного отделения смонтирован большой люк с двухстворчатой крышкой. В ней же установлены перископические приборы, используемые пехотинцами для наблюдения и стрельбы. В кормовом листе расположены двери для посадки и высадки десанта.

Основным вооружением машины является 35-мм автоматическая пушка KDE швейцарской компании «Эрликон-Бушле», имеющая темп стрельбы 200 выстр./мин. На первых образцах машины устанавливались пушки швейцарского производства, но после того, как машина была принята на вооружение, выпуск пушек организовали в Японии по лицензии под обозначением L90. С пушкой спарен размещенный слева от нее 7,62-мм пулемет. Кроме того, на бортах башни  размещено  по одной пусковой установке управляемых противотанковых ракет Тип-87 «Шимат» средней дальности производства компании «Кавасаки». Для запуска дымовых гранат служат 6 гранатометов, расположенные по бортам башни двумя блоками.

Силовую установку машины составляет дизельный двигатель мощностью 441 кВт (600 л.с.). Трансмиссия допускает движение передним ходом со скоростью до 60 км/ч, задним - до 43 км/ч. Это позволяет БМП в боевых условиях быстро выходить из опасной зоны без разворота.

 

Тактико-технические характеристики

 

 

 

Экипаж + десант: 3+7 чел;

Вооружение: 30-мм автоматическая пушка L90, спаренный 7,62-мм пулемёт Тип-74, две ПТУР Тип-79;

Габаритные размеры:

- длина- 6,7 м;

- ширина - 3,2 м;

- высота - 2,5 м;

Силовая установка: 6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 6SY31WA фирмы Мицубиси мощностью 600 л.с.;

Боевая масса: 26,5 т;

Преодолеваемые препятствия:

- подъём: 30 град;

- крен: 25 град;

- стенка: 0,8 м;

- ров: 2,4 м;

- брод: 1 м;

Максимальная скорость движения: 70 км/ч;

Запас хода: 400 км.

Пусковая установка противокорабельных ракет Тип-88 разработана фирмой  «Мицубиси» в 1988 году для борьбы надводными объектами. Батареи ПКР[4] Тип-88 являются основными ударными подразделениями береговой обороны Японии и включает 11 автомашин: пункт управления ракетной стрельбой, четыре ПУ с ракетами Тип-88 SSM (класса «берег-корабль») или Тип-90 SSM-1В (класса «корабль-корабль»), РЛС обнаружения и слежения за целями, станцию радиорелейной цифровой связи (обе на автомобилях Тип-73 4х4), четыре перезаряжающие машины. ПУ Тип-88 на шасси грузового автомобиля Тип-74 имеет шесть пусковых труб (2х3). Пуск ракет производится с интервалом 2 сек. Перезарядка ПУ осуществляется перезаряжающей машиной с помощью подъёмного крана путём замены пакета пусковых труб. РЛС Тип-85 на шасси автомобиля Тип-73 имеет РЛС JTPS-P11 с фазированной решёткой JAS-PIO. Пост управления и станция радиорелейной связи распологается в кабинах-контейнерах, не имеющих броневой защиты.

Время развёртывания батареи из походного положения в боевое 45 мин. РЛС обычно развёртывается на побережье, а ПУ могут распологаться на удалении до 50 км от береговой черты. Противокорабельная ракета разработана на базе авиационной ракеты ASM-1, но в отличие от последней имеет турбореактивный маршевый и два стартовых двигателя, что позволило увеличить дальность стрельбы до 150 км. Система наведет ракеты комбинированная: инерциальная и активная радиолокационная. Крейсерская скорость полета - 0,9 М.

Четыре батареи ПКР сводятся в огневую группу на вооружении которой находятся 55 специальных машин (44 машины батарей, командно-штабная машина, две РЛС и восемь машин станций радиорелейной связи).

Тактико-технические характеристики

Длина ракеты: 5,1 м;

Диаметр ракеты: 0,35 м;

Масса ракеты: 620 кг;

Система наведения: комбинированная (инерциальная и активная радиолокационная);

Количество пусковых контейнеров на одной ПУ: 6;

Дальность действия: 180 км для Тип 88 SSM, 150 км для Тип 90 SSM-1B.

Военно-воздушные силы

 

В составе военно-воздушных сил Японии имеются соединения и части тактической истребительной авиации, истребительной авиации ПВО, военно-транспортной, транспортно-заправочной и специальной (разведывательной, поисково-спасательной, ДРЛО и управления, РЭБ) авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, части и учреждения тылового обеспечения. Всего в боевом состав данного вида вооруженных сил насчитывается 14 авиационных крыльев (акр) и семь авиационных групп (агр). На их вооружении находится около 280 боевых самолетов, численность личного состав ВВС составляет около 46 тысяч человек.

В настоящее время организационная структура ВВС Японии включает штаб ВВС, пять командований (боевое авиационное, боевого обеспечения, учебное, испытательное, материально-технического обеспечения), части и учреждения центрального подчинения. Командующий ВВС одновременно является и начальником штаба этого вида вооруженных сил. Его заместителями являются заместитель командующего, инспектор и главный врач ВВС.

 

Командующий

 

(начальник штаба)

 

Боевое авиационное

 

командование

 

Командование

 

боевого обеспечения

 

Учебное

 

командование

 

Штаб ВВС

 

Испытательное

 

командование

 

Командование

 

материально-технического обеспечения

 

Бригада связи

 

Группа

 

обеспечения безопасности полетов

 

Управление

 

военной полиции ВВС

 

Центральный

 

административно-хозяйственный отдел

 

Командно-штабной колледж ВВС

 

Госпитали ВВС

 

Центральный оркестр ВВС

Основным оперативным объединением ВВС Японии является боевое авиационное командование (БАК), которое предназначено для решения основных боевых задач возложенных на ВВС. В состав БАК входят штаб, три авиационных направления (Северное, Центральное, Западное), Юго-Западное смешанное авиационное крыло (ЮЗ смакр), две отдельные авиационные группы (разведывательная, ДРЛО и управления), центр управления ПВО, группа обслуживания АСУ ПВО, штабная авиаэскадрилья, авиаэскадрилья переучивания личного состава, информационный центр и учебно-тренировочный зенитный ракетный дивизион. Численность БАК составляет около 26 тысяч человек, в том числе около одной тысячи человек гражданского персонала.

Основным оперативным соединением ВВС является авиационное направление, предназначенное для решения задач в пределах установленной зоны ответственности. Структура авиационного направления включает 1-2 истребительных авиакрыла, 1-2 отдельных зенитных ракетных дивизиона ЗРК «Патриот», крыло обнаружения и управления, авиационную группу поддержки авианаправления и инженерно-строительный отряд.

Тактическим соединением японских ВВС является Юго-Западное смешанное авиационное крыло, которое предназначено для решения задач, аналогичных решаемым авиационными направлениями.

Основной тактической частью ВВС является истребительное авиационное крыло. Типовая структура авиакрыла, численностью 1200-1600 человек,  включает в себя три группы: истребительную авиационную (состоит из двух эскадрилий по 22-24 боевых самолета), инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения, зенитную ракетную артиллерийскую батарею ПВО авиабазы (ЗРК Тип-81, ПЗРК «Стингер» или Тип-91, 20-мм ЗУ «Вулкан»). В мирное время авиакрыло базируется, как правило, на одном аэродроме.

 

Командир истребительного

 

авиационного крыла

 

Истребительная авиационная

 

группа

 

Инженерно-авиационная

 

группа

 

Группа

 

аэродромно-технического обеспечения

 

Штаб авиационного крыла

 

Зенитная ракетная батарея ПВО

 

авиабазы

На вооружении авиационных соединений и частей ВВС Японии находятся боевые самолеты (тактические истребители и истребители ПВО) американского и японского производства.

Истребитель ПВО F-4ЕJ, тактический истребитель F-4ЕJ-Kai

Истребитель F-4 «Фантом» принят на вооружение японских ВВС в 1991 году, выпускался фирмой «Мицубиси» по лицензии под наименованием F-4EJ. Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низко расположенным стреловидным тра­пециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением.

В состав системы управления оружием самолета F-4EJ входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120,   оптический   прицел   AN/ASQ-26,   навигационно-кодировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики г AN/ALO-71/72/87.

Самолёт вооружён двумя 20-мм пушками «Вулкан» М61А1 (боекомплект 1200 снаря­дов на орудие), на девяти узлах внешней подвески могут размещаться управляемые ракеты малой и средней дальности классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»,  блоки с неуправляемыми авиационными ракетами, свободно падающие бомбы, выливные авиационные приборы.

В июне 1984 года японские силы самообороны начали программу модернизации истребителей F-4EJ. Целью данной программы стало продление срока службы самолетов до 21 века. Модернизированные самолеты получили обозначение F-4EJ-Kai. Основное их отличие от базовой модели заключается в усовершенствовании бортового радиоэлектронного оборудования и доработке подфюзеляжного узла для использования подвесного топливного бака большего объема и многоцелевых контейнеров РЭБ AN/ALQ-131. Кроме того, F-4EJ-Kai получил возможность использовать управляемые ракеты AIM-7E/F и AIM-9L/P, а также противокорабельные ракеты ASM-1.

 

Тактико-технические характеристики (F-4EJ-Kai)

Экипаж: 2 чел;

Скорость:

- максимальная  на высоте 12190 м: 2390 км/ч;

- боевая скорость: 940 км/ч;

Практический потолок: 16600 м;

Практическая дальность: 2590 км;

Боевой радиус: 680 км;

Максимальная взлётная: 26308 кг;

Масса пустого самолёта: 13760 кг;

Габаритные размеры:

- размах крыла: 11,70 м;

- длина самолёта: 19,2 м;

- высота самолёта: 4,96 м;

Силовая уст.: 2 ТРДФ General Electric J79-GE-17.

Истребитель ПВО F-15J, учебно-боевой истребитель F-15DJ

F-15J  является лицензионной копией истребителя F-15, разработанного в США в 1972 году. Первичным подрядчиком является фирма «Мицубиси». Он отличаются от F-15 отсутствием РЛС предупреждения, оборудования для доставки ядерных боеприпасов. Многоцелевой контейнер РЭБ AN/ALQ-135 заменен местным J/ALQ-8, и система предупреждения об облучении AN/ALR-56 RHAWS заменена J/APR-4.

Самолёт вооружён шестиствольной 20-мм пушкой М61А1 «Вулкан» (940 снарядов).  Боевая нагрузка - 7620 кг на 9 узлах подвески: 4 УР AIM-9L/V «Сайдвиндер», 4 УР AIM-7F/M «Спарроу» или до 8 УР средней дальности AIM-120, 6 УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейверик», контейнеры с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, AGM-88 HARM, бомбы обычные и управляемые, ПУ НУР.

 

Тактико-технические характеристики

Экипаж: 1 чел;

Макс.  скорость на выс. 10000 м: 2655 км/ч;

Макс.  скорость у земли: 1490 км/ч;

Практический потолок: 18300 м;

Практическая дальность:

- со стандартным вооружением: 1930 км;

- с тремя ПТБ: 4600 км;

Макс./норм. взлётная масса: 30844/21200 кг;

Масса пустого самолёта: 13336 кг;

Габаритные размеры:

- размах крыла: 13,05 м;

- длина самолёта: 19,05 м;

- высота самолёта: 5,63 м;

Силовая установка: 2 ТРД Pratt Whitney F100-PW-220.

20-мм шестиствольная зенитная установка М167 «Вулкан»

Американская буксируемая 20-мм шестиствольная зенитная установка М167, предназначена для поражения воздушных целей, летящих на сверхмалых, малых и средних высотах. Установка состоит из 20-мм шестиствольной пушки «Вулкан» и аппаратуры управления огнём, смонтированных на одноосном прицепе.

Имеются специальные механизмы, позволяющие изменять скорострельность пушки и регулировать длительность очереди. В систему управления огнём установки входит гиростабилизированный прицел со счётно-решающим устройством, телескопический и ночной прицелы, радиолокационный дальномер AN/VPS-2, действующий на дальностях до 5 км от ЗУ.

Максимальная скорость буксировки - 72 км/ч.

 

Тактико-технические характеристики

Калибр: 20 мм;

Количество стволов: 6;

Расчёт: 2-3 чел;

Масса установки: 1429 кг;

Масса снаряда: 0,12 кг;

Начальная скорость снаряда: 1050 м/с;

Максимальная скорость полёта цели: 250-300 м/с;

Скорострельность: 3000 выстр./мин (по 500 выстрелов на ствол);

Эффективная наклонная дальность стрельбы: 1000-1500 м.

 

Военно-морские силы

 

Военно-морские силы Японии, численностью около 44,5 тысячи человек в своей организационной структуре имеют: штаб, флот, пять военно-морских районов (Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру, Оминато), учебную эскадру, три командования (учебное авиационное, материально-технического обеспечения, связи), части и учреждения центрального подчинения. Резерв ВМС представлен управлением безопасности на море, а также торговым флотом. Штатная численность личного состава управления безопасности на море доходит до 12300 человек, в том числе около 1600 человек относятся к центральному аппарату, включая учебные заведения, 6100 человек составляют экипажи кораблей и самолетов. В корабельном составе управления насчитывается около 120 патрульных кораблей, 230 патрульных катеров, а также более 170 вспомогательных судов и катеров, а в его авиационных подразделениях - свыше 70 самолетов и вертолетов.

Флот является основным оперативным объединением. Организационно включает штаб, семь командований (эскортных, подводных сил, авиации, минно-тральных сил, разведки, опытовое, океанографическое), а также отдельные части.

Основу боевой мощи военно-морских сил Японии составляют командования эскортных сил, подводных сил и авиации. В составе  эскортных сил имеются четыре флотилии эскадренных миноносцев (каждая из них включает две эскадры), эскадра транспортов и танкеров, учебное командование эскортных сил.

 

Командование

 

эскортных сил ВМС

 

Флотилии эскадренных миноносцев (4)

 

Эскадра транспортов и танкеров

 

Учебное командование эскортных сил

 

Штаб командования

 

Эскадры эсминцев (2)

Командование подводных сил ВМС Японии организационно включает две флотилии подводных лодок, пять отдельных эскадр и учебное командование подводных сил.

В составе авиационного командования ВМС Японии насчитывается 34 авиационных эскадрилий, которые организационно сведены в семь авиационных крыльев. На вооружении авиации ВМС состоят самолеты и вертолеты базовой патрульной и противолодочной авиации, радиоэлектронной разведки, транспортной и поисково-спасательной службы, многоцелевые вертолеты.

Корабельный состав японских ВМС представлен всеми основными классами боевых кораблей, вспомогательных судов, катеров и включает: 18 дизельных подводных лодок типа «Оясио» и «Харусио» (11 и семь, соответственно), четыре эсминца-вертолетоносца, 41 эсминец управляемого ракетного оружия, девять фрегатов управляемого ракетного оружия, девять ракетных катеров, три десантных вертолетных кораблей-доков, четыре малых десантных корабля, до 30 минно-тральных кораблей.

Дизельная подводная лодка типа «Оясио»

Дизельная подводная лодка типа «Оясио»

 

 

 

 

 

Серия из одиннадцати кораблей, построенных на японских верфях в период с 1998 года по настоящее время.

Эти лодки превосходят все состоящие на вооружении ВМС Японии лодки по ряду важнейших параметров, прежде   всего   по   скрытности,   глубине погружения, возможностям систем оружия и радиотехнических средств. По основным архитектурно-конструктивным решениям ПЛ типа «Оясио» также существенно отличается от всех построенных ранее японских подводных лодок. Прежде всего, конструкторы отказались от двухкорпусной конструкции в пользу смешанной: в центральной  части корпус выполнен по однокорпусной схеме, а в носовой и кормовой, где располагаются цистерны главного балласта - по двухкорпусной.

Дизель-электрическая главная энергетическая установка включает два дизель-генератора мощностью по 1850 кВт (входящие в состав дизель-генераторов дизельные двигатели «Кавасаки» 12V-25/25 развивают мощность по 2380 л. с.), два размещенных по схеме «тандем» гребных электродвигателя мощностью по 3380 л. с. и две группы аккумуляторных батарей (по 240 элементов в каждой). В качестве движителя использован низкооборотный семилопастной гребной винт большого диаметра.

Подводная лодка оснащена шестью 533-мм носовыми торпедными аппаратами типа HU-603B с гидравлической системой стрельбы и воздушным турбонасосом. Общий боезапас составляет 20 торпед или ракет. В стандартный боекомплект входят 12 универсальных торпед Тип-89 и противокорабельных ракет «Саб-Гарпун», а также 8 малогабаритных противолодочных торпед Тип-80.

Подводная лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой новой модификации AN/ZYQ-3, предназначенной для сбора, обработки, анализа и отображения в реальном масштабе времени всех получаемых данных об обстановке, управления оружием, техническими средствами и механизмами ПЛ. Расчетный срок службы подводных лодок данного типа составляет 17 лет.

 

Тактико-технические характеристики

Длина лодки: 82 м;

Ширина лодки: 8,9 м;

Осадка: 7,9 м;

Водоизмещение: надводное 2700 т, подводное 3000 т;

Энергетическая установка: одновальная, дизель-электрическая, 2 дизель-генератора мощностью 2380 л.с. каждый;

Скорость: надводная 12 узлов, подводная 20 узлов;

Глубина погружения: более 390 м;

Вооружение: 6 533-мм ТА - боезапас 20 торпед Тип 80, Тип 89, ПКР «Гарпун», мины;

Гидроакустическая система: ГАС ZQQ-5B, буксируемая пассивная ГАС ZQR-1;

Экипаж: 69 чел (10 офицеров).

Дизельная подводная лодка типа «Харусио»

Серия из семи кораблей, построенных в период с 1990 года по 1997 год. Корабли данного типа являются одновальной  двухкорпусной  подводной лодкой с дизель-электрической главной энергетической установкой. Форма и обводы выполненного в виде тела вращения каплевидного корпуса оптимизированы для условий плавания в подводном положении.

Главная энергетическая установка - дизель-электрическая с полным электродвижением, состоящая из двух дизель-генераторов мощностью по 1850 кВт.  Они приводятся в действие 12-цилиндровыми дизельными двигателями «Кавасаки» 12V-25/25S или «Мицубиси-МАН» V8/V24-30 MATL мощностью по 2760 л.с. Они питают электрическим током два гребных электродвигателя, установленных по схеме «тандем». Мощность каждого гребного электродвигателя - 3610 л.с. Автономность лодки составляет около 60 суток.

На вооружении лодок данного типа имеются 533-мм торпедные аппараты типа HU-603B, предназначеные для стрельбы универсальными торпедами Тип-89 японского производства или американскими противокорабельными ракетами «Саб-Гарпун». Боезапас - 20 торпед и ракет. Основу бортового радиоэлектронного оборудования подводной лодки составляют автоматизированная система боевого управления AN/ZYO-2 и гидроакустический комплекс ZQQ-5B.

Последняя лодка в серии SS589 «Асасио» построена по несколько измененному проекту. Она отличается увеличенным на 50 т стандартным водоизмещением, наличием противогидролокационного покрытия на легком корпусе, усовершенствованной системой управления главной энергетической установкой и непроникающим в прочный корпус перископом mod.90 американской фирмы «Колморген».

 

Тактико-технические характеристики

Длина лодки: 77,4 м;

Ширина лодки: 10,5 м;

Осадка: 7,7 м;

Водоизмещение: надводное 2450 т, подводное 2750 т;

Энергетическая установка: одновальная, два дизель-генератора общей мощностью 7220 л.с.;

Скорость: надводная 12 узлов, подводная 20 узлов;

Глубина погружения: более 390 м;

Вооружение: 6 533-мм ТА - боезапас 20 торпед Тип 89, ПКР UGM-1C «Гарпун», мины;

Гидроакустическая система: ZQQ-5B, буксируемая пассивная ГАС ZQR-1;

Экипаж: 75 чел (10 офицеров).

Эскадренный миноносец УРО типа «Татикадзэ»

Эскадренный миноносец УРО типа «Татикадзэ»

 

 

 

 

Эсминец-вертолётоносец типа «Сиранэ»

 

Эсминец-вертолётоносец типа «Сиранэ»

 

Десантно-вертолётный корабль - док типа «Осуми»

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С

Е-2С «Хокай» («Ястребиный глаз») самолёт ДРЛО и управления разработан в США в 1973 г., предназначен для раннего обнаружения, идентификации воздушных и наземных объектов, распределение задач между воздушными средствами поражения и наведение их на цель.

Патрульный самолет Р-3C «Орион»

Самолет Р-ЗС является основной боевой машиной базовой патрульной авиа­ции ВМС. Первые три самолета были закуплены в США, остальные - по лицензии произведены в Японии. В зависимости от характера решае­мых задач самолет Р-ЗС может оснащаться различными видами оружия: противолодочными торпедами, глубинными бомбами, минами, противокорабельными ракетами («Гарпун» или ASM-1, -2), НАР, которые размешаются в фюзеляжном отсеке и на десяти наружных подкрыльевых пилонах.

Перспективы развития Сил самообороны Японии

В настоящее время военно-политическое руководство Японии принимает меры по совершенствованию военной организации государства и укреплению ее структурных элементов.

Необходимость трансформаций в сфере обороны увязывается японцами с перспективами развития геостратегической и военно-политической обстановки.

Проводимые мероприятия направлены на оптимизацию высших военно-политических органов государства, систем управления и разведки вооруженных сил, повышение их возможностей по экстренному реагированию на возникающие угрозы.

Параллельно осуществляется корректировка доктринальных положений и внесение изменений в Конституцию страны и национальное оборонное законодательство с целью снятия ограничений, которые препятствуют использованию военных средств для достижения политических целей.

В целом Министерство обороны Японии продолжает реализацию плана строительства национальных вооруженных сил, рассчитанного на период до 2010 года. В текущем финансовом году (начался 1 апреля с.г.) правительство страны выделило на эти цели 777 млрд. иен (42,2 млрд. долларов США), что сопоставимо с военными расходами 2007 финансового года.

Основные усилия японского командования в сфере военного строительства в ближайшей перспективе сосредоточены, главным образом, на реформировании организационно-штатной структуры центрального аппарата министерства обороны, оптимизации системы базирования ВВС, оснащение соединений и частей новыми и модернизированными образцами вооружением и военной техникой, повышение эффективности оперативной и боевой подготовки.

Планируется, что вопросами реорганизации национальных ВС в министерстве обороны будет заниматься специального назначенный для этого заместитель министра с соответствующими полномочиями. Также предполагается учредить в структуре министерства обороны комитет по выработке оборонной политики в сфере использования космического пространства и Мирового океана, комитет по контрразведывательной деятельности, а также сформировать подразделение по обеспечению безопасности информации.

В качестве основного направления строительства Сухопутных войск избрано повышение боевых возможностей соединений и частей за счет замены имеющегося вооружения и военной техники их современными образцами. Для этого Сухопутным войскам  будут поставлены основные боевые танки Тип-90, модернизированные бронетранспортеры и боевые машины пехоты, усовершенствованные артиллерийские, ракетные и противотанковые комплексы, а также модернизированные вертолеты армейской авиации, оснащенные современными системами бортового вооружения и радиоэлектронного оборудования.

В ВВС продолжатся поставки новых самолетов F-2 американо-японской разработки, созданных на базе истребителя F-16. Техника данного типа предназначена для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе, а также для поражения наземных и морских целей. Вооружение самолета помимо встроенной 20-мм пушки М61А1 может включать размещаемые на 13 точках внешней подвески управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальностей, противокорабельные ракеты, НАР, авиационные кассеты и бомбы различного калибра. Кроме того, в качестве перспективного направления развития и повышения боевых возможностей ВВС рассматривается принятие на вооружение нового истребителя под условным наименованием F-Х, которым предполагается заменить морально устаревшие машины F-4EJ. Основными критериями отбора являются тактико-технические характеристики, отвечающие требованиям к самолетам пятого поколения, приемлемые закупочная цена и расходы на содержание и эксплуатацию, возможность лицензионного производства и перспективы последующей модернизации. Поставка первой партии новых истребителей запланирована на начало 2010 года.

В рамках развития национальной системы ПРО[5] в период до 2012 года планируется провести модернизацию вооружения и управления зенитных ракетных частей. Планами модернизации предусматривается оснащение всех имеющихся зенитных ракетных дивизионов модификацией ЗРК «Патриот» ПАК-3 (в настоящее время ЗРК данного типа имеются только в 12-ти зенитных ракетных батареях из 28 имеющихся в составе ВВС).

В качестве средств обнаружения пусков баллистических ракет предполагается использовать стационарные РЛС J/FPS-3 и J/FPS-5. Последние из них предназначены для обнаружения и сопровождения воздушных и космических целей, а также выдачи целеуказаний средствам перехвата. Всего планируется строительство четырех таких станций, которые будут введены в эксплуатацию в период с 2008 по 2011 годы (по одной ежегодно).

Основу системы боевого управления системы ПРО Японии составят модернизированные АСУ ПВО «Бейдж» и тактическая система обмена данными TDS (Tactical Data Exchange System). Модернизированная система «Бейдж» обеспечивает обработку данных, поступающих от наземных РЛС контроля воздушно-космического пространства, самолетов ДРЛО и управления, эскадренных миноносцев с многофункциональной системой управления оружием «Иджис», радиолокационных средств ЗРК «Патриот», а также выдачу целеуказаний средствам перехвата морского и наземного базирования сил самообороны.

Таким образом, японское военно-политическое руководство постоянно корректирует свои подходы к использованию средств вооруженной борьбы в интересах достижения внешнеполитических целей. Токио увязывает необходимость пересмотра военно-доктринальных положений со значительными изменениями в глобальной военно-политической обстановке и нарастанием угроз национальной безопасности. В ходе строительства вооруженных сил Японии активно решается задача создания современных многофункциональных войск (сил), способных эффективно реагировать на разноплановые угрозы, в том числе противодействовать всем видам терроризма, как на японской территории, так и за рубежом. При этом основное внимание уделяется качественному повышению боевых возможностей вооруженных сил при некотором снижении общей численности личного состава, вооружения и военной техники. В качестве приоритетных задач определены: создание системы национальной противоракетной обороны, формирование сил быстрого реагирования, совершенствование систем управления и разведки, повышение огневой мощи и мобильности войск, обновление и модернизация вооружения.

 


[1] Официальное название вооруженных сил в современной Японии.

[2] Статья 9 Конституции Японии 1947 года: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной выше, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

[3] Воинское формирование полкового уровня.

[4] Организационно входят в состав артиллерийской бригады и отдельных групп полевой артиллерии Сухопутных войск Сил самообороны Японии.

[5] В настоящее время решение задач ПРО возложено на отдельные зенитные ракетные дивизионы ЗРК «Патриот», входящие в состав боевого авиационного командования ВВС Японии.