"Секта религиозная (лат. secta - замкнутая группа людей), обособленная группа верующих, отошедших от той или иной церкви или общины. Термин "секта" не прилагается к старообрядческим согласиям и толкам. Иногда сектами называют ряд протестантских организаций (меннониты, адвентисты, иеговисты и др.). Так называемые "тоталитарные секты", получившие распространение в XX в., основаны на культе вождя, безоговорочном подчинении рядовых членов руководству организации"

(Российский энциклопедический словарь).

Латинское слово "секта" (secta) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - "отсекать", "разделять", либо от sequi - "следовать за кем-либо", "повиноваться", "быть в услужении".

 

Как появляются секты?

Иногда это происходит вследствие духовных исканий индивидуумов, неудовлетворенных тем, что им открыто из уже существующего спектра воззрений. Но влиятельной и "популярной" секта может стать только если за её деятельностью стоят чьи-то политические и денежные интересы.

Основателю Церкви сайентологии, автору книги "Дианетика", Рону Хаббарду (1911-1986), приписывают изречение: "Хочешь разбогатеть, создай религию". Финансовый вопрос занимает важное место в деятельности всех "серьезных" сект как Запада, так и Востока. Одно из основных отличий сект от традиционных конфессий в том и состоит, что адепты облагаются налогом, который вместе с прибылями от коммерческой деятельности организации поступает в полное распоряжение руководства. Однако получить возможность богатеть "на религии" в современном мире можно только при серьезной политической поддержке.

"Показательно известное дело Джерри Армстронга, потерявшего 11 лет своей жизни в сайентологии, которому теперь судебным решением калифорнийского суда запрещено не только рассказывать о своем опыте в этой секте, но и даже публично произносить такие слова, как "сайентология", "Хаббард", "дианетика" и проч. За каждое нарушение этого запрета он должен заплатить 50 тыс. долларов. Если на минуту согласиться с утверждением сайентологии, что она является религией, то такой запрет можно было бы сравнить с судебным запретом бывшему мусульманину произносить слова "Мухаммед", "Коран" или "ислам". Но если мы будем относиться к сайентологии как к тому, чем она является на самом деле - международной спецслужбе с криминальными методами, то запрет равняется запрету жертве организованной преступной группировки произносить слова "мафия" и "крестный отец". И это чудовищное решение было принято американским судом и поддерживается американскими правоохранительными органами. Это называется свободой слова?" (из выступления профессора А.Л.Дворкина, президента Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, на Всемирном общественном форуме "Диалог цивилизаций" (о.Родос, 29 сентября - 2 октября 2004 г.).

Немецкий Федеральный суд по трудовым спорам в своем решении от 22 марта 1995 года определил тоталитарный и в то же время нерелигиозный характер организации сайентологов, констатировал, что их деятельность направлена на чисто экономические цели и охарактеризовал её методы как "бесчеловечные". На 20 лет раньше опасной для людей и общества признала деятельность сайентологов австралийская Комиссия по расследованиям.

В 1997 г., после полицейского расследования, Федеральное правительство Германии предупредило граждан об опасности, которую несет организация "Церковь сайентологии", а земля Бавария приняла закон о несовместимости членства в сайентологии с работой в любой государственной структуре. 27 января 1997 г. Вашингтон официально осудил меры, принимаемые Германией против сайентологии. Через несколько дней входящее в Госдепартамент США "Бюро за демократию, права человека и труд" опубликовало отчет о соблюдении прав человека в 1996 г., в котором Германия подверглась очень жестким нападкам и попала в одну группу с Китаем как страна, нарушающая религиозную свободу граждан. Кстати, в ежегодно публикуемых отчетах американского Конгресса, меры, предпринимаемые властями других стран против тех или иных сектантских организаций, расцениваются как нарушение демократических свобод. Критические публикации о той или иной секте рассматриваются и цитируются как нарушения свободы совести.

В члены совета директоров активно сотрудничающего с Госдепартаментом США "Института религии и общественной политики", наряду с ультраконсервативными конгрессменами, входят и лидеры различных сект, в том числе муниты и сайентологи. Директор этого учреждения, г-н Грибоски, утверждает: "Хорошие вещи случаются в истории, если направлять волю верующих людей к идеалам свободы, справедливости и равенства для всех". В продолжение мысли, он утверждает, что религиозная свобода и права человека должны стать базой для новой политической идеологии, которая должна править миром в 21 веке. При этом служители традиционных конфессий, в отличие от мунитов и сайентологов, в совет директоров возглавляемого г-ном Грибоски заведения не входят.

Другое подобное учреждение, "Институт религии и демократии", активно занимается защитой прав сектантских движений по всему миру. Это рассматривается как часть борьбы за "духовность" в эпоху глобализации, а "религиозная свобода" позиционируется как непременное условие "нового либерального порядка" на планете.

Однако сами секты весьма далеки от идей религиозной свободы. В брошюрах Церкви Муна или Свидетелей Иеговы обычным является утверждение о том, что нетерпимость и претензии на исключительность традиционных мировых религий ввергли мир в пучину насилия. Но, в отличие от конфессий традиционных, признающих возможность придти к Богу различными путями, секты, являясь, как правило, организациями в той или иной форме тоталитарными, лишь себя считают правомочными обладателями истины. И как с этим фактом сочетается защита сект под лозунгами "религиозной свободы" - непонятно.

Зато вполне понятна заинтересованность в сотрудничестве с сайентологией некоторых политиков, обслуживающих стремление определенных экономических элит к получению прибылей в глобальных масштабах.

Высшие позиции в шкале ценностей сайентологов - "Власть" и "Богатство". Средство для их достижения - влияние на экономику, государственную политику и общественную жизнь. Недаром, видимо, Церковь сайентологии, далеко не всегда афишируя свою организаторскую роль, любит устраивать различного рода курсы и семинары для молодых перспективных политиков и экономистов, а потом продвигать нужных людей, скрытно используя свои связи и финансовые возможности.

Для планирования, осуществления и координации такого рода деятельности функционирует целый Мировой Институт Сайентологического Предпринимательства (WISE), официально ставящий своей целью распространение сайентологического подхода в сфере административного управления и бизнеса.

Чем-то подобным занимаются и мормоны ("Церковь Иисуса Христа святых последних дней"). Правда, у них своя специфика.

С 1894 года Генеалогическое общество штата Юта (США), являющееся структурой мормонской церкви, скупает по всему миру (с 90-х годов 20 века - и в России) архивы с биографическими данными людей. "Благочестивая" цель - крестить по мормонскому обряду и спасти тем самым их души. Денежными средствами Церковь святых последних дней обладает немалыми, да и спонсоры, вполне возможно, помогают. Ведь самые полные архивы - это относящиеся к последнему времени. В этой связи стоит упомянуть, что в июле 2002 года директором по информационному обеспечению (Chief Information Officer) Федерального бюро расследований (ФБР) США стал бывший глава информационно-аналитических структур Церкви мормонов Джон Дарвин.

Не чураются мормоны и завуалированного финансирования "интересных" им и их покровителям социальных, экономических и политических проектов. Мормонский капитал может быть вложен как в приобретение стратегического предприятия, так и в публикацию и тиражирование докладов правозащитных организаций о нарушениях прав человека в Российской Федерации.

Несколько иначе устраивают свое бытие "в суетном мире" "Свидетели Иеговы" (СИ).

В 1999 г., в интервью Российскому телевидению, госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что "правительство США заинтересовано" в том, чтобы СИ выиграли процесс по возбужденному против них московской прокуратурой делу, мотивируя это "защитой демократических ценностей".

Стоит заметить, что подобную поддержку один из высших госчиновников США оказала секте, адептам которой запрещается участвовать в общественной жизни и поддерживать отношения с лицами других конфессий, включая соседей и близких родственников.

Хотя в экономическом плане "СИ" вполне дееспособны. Помимо "религиозной деятельности" и соответствующего пропагандистского обеспечения, публикации и распространения массовых печатных изданий Правящая Корпорация из 11 человек занимается организацией производства товаров и услуг, в том числе продуктов питания, владеет обширной собственностью, участками земли, зданиями, гостиницами, предприятиями. На предприятиях и производствах организации "каждый работник получает небольшую сумму денег на личные расходы".

Возможно, экономическая деятельность нужна для самообеспечения общины. Ведь должно же как-то сохраняться и распространяться учение, свидетельствующее "видимую организацию Бога на земле". По крайней мере, - до того момента, когда рухнет в "пыль и прах" "злая система", "мир Сатаны". Т.е., современные общество и государство. Потому что потом, на руинах, "верные мужчины" будут контролировать построение новой жизни человечества. Так, во всяком случае считают авторы периодического бюллетеня "СИ" "Наше царственное служение".

В отличие от "СИ", последователи ряда сект, развившихся в протестантстве, отнюдь не склонны чураться борьбы за политическое влияние.

31 мая 2006 года во въезде в РФ было отказано нигерийскому проповеднику С.Аделадже, лидеру неопятидесятнической секты "Посольство Божье" - одной из самых активных "харизматических протестантских (хотя с традиционным протестантизмом они имеют весьма мало общего) сект" на Украине. Слово "харизматические" в данном случае свидетельствует о тоталитарном характере этих организаций. Украинские СМИ писали, что во время "оранжевой революции" С.Аделаджа вывел на киевские улицы тысячи своих адептов в поддержку В.Ющенко.

Л.Черновецкий, пользовавшийся финансовой и пропагандистской поддержкой С.Аделаджи, в 2004 году баллотировался на пост Президента Украины, а в 2006 г. победил на выборах киевского мэра, набрав более 450 тысяч голосов. Он лично возглавляет Христианско-либеральную партию. По квоте "Христианско-демократического союза", одной из шести партий, составивших президентский блок "Наша Украина", в органы законодательной власти прошли многие пасторы, высокопоставленные адепты харизматических сект.

Кстати, учение, разработанное одним из харизматических лидеров постсоветского пространства Алексеем Ледяевым из Латвии и поддерживаемое харизматическими сектами в странах СНГ, получило название "Новый Мировой Порядок". А вышеупомянутый С.Аделаджа осенью прошлого года провозгласил создание клуба христианских миллионеров "Клуб 1000", которых "Бог будет использовать для восстановления экономики своей страны", "бизнесменов-христиан новой генерации, которые будут работать над распространением Царства Божьего и восстановлением экономики страны".

В общем, как правильно заметил украинский журналист В.Носков, для успеха сектантской пропаганды "зачастую достаточно её не ограничивать".

Как же отличить секты от религиозных движений?

Комиссия по расследованию деятельности сект во Франции, выводы которой обсуждала французская Национальная Ассамблея (т.е. - парламент) в январе 1996 года, определила секты как "группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов, используя философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов".

Канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) указывает, что "Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена".

Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:

1) гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров и их приближенных);

2) построение по принципу пирамиды и особо жесткие дисциплина и организация, напоминающие организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;

3) обман или сокрытие части важной информации об организации при вербовке новых членов;

4) наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;

5) эксплуатация членов;

6) нравственный релятивизм - нравственным считается то, что полезно секте ("цель оправдывает средства");

7) использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. К таким методикам, в частности, относятся:

- внушение адепту абсолютно негативной оценки своей прошлой жизни;

- обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;

- интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);

- формирование черно-белой ("друзья-враги") парадигмы мышления;

- групповое давление;

- использование психологических методов эмоционального контроля;

- внушение недоверия к рациональному мышлению;

- использование приемов "остановки мышления", например, посредством повторения мантр;

- использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;

- контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;

- введение ограничений в питании и сне;

- контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции;

- внушение чувства вины перед организацией и страха оказаться вне секты.

Еще одним критерием может служить претензия некоторых сект на принадлежность к традиционным конфессиям, скрывающая не всегда явное для недостаточно образованного человека искажение их подлинного учения.

Существуют, например, формально "иудаистские" организации, эксплуатирующие интерес к мистике Каббалы или использующие традиционную иудейскую символику для привлечения внимания к "доктринам" неопятидесятнических сект, уже упоминавшихся выше. Активно ведут вовлечение адептов различные псевдоиндуистские (ведические) секты и движения, чьи штаб-квартиры и немаленькие финансовые активы размещены, как правило, в США или Западной Европе. У некоторых сект, появившихся в мусульманских странах (ахмадия, бахаи), "головные офисы" сегодня находятся в Израиле.

Одним из наиболее опасных для всего мира явлений в наше время стало культивирование недобросовестными политиками сектантских течений в мусульманской среде. "Можем в первую очередь обнаружить, что большинство сект вовсе не чужды политике, что они и возникли-то на политической почве, но вопросы политического характера у них проходят сквозь призму специально созданных религиозных воззрений и понятий" (Н.А.Смирнов, "Мусульманское сектантство").

Деятельность различного рода экстремистов из числа "салафитов" или "ваххабитов", из "Хизбаллы" или ХАМАС в мусульманском мире была бы невозможна, если бы в их существовании не были заинтересованы некоторые политические круги. Становление ХАМАС происходило при спонсорской поддержке из Саудовской Аравии, которая не могла бы быть оказана без согласования с Моссадом и ЦРУ (см., например, "Ближний Восток. На сцене и за кулисами", Е.М.Примаков, Москва, 2006 г., с.365). Это рассматривалось как противовес поддерживавшему связи с соцлагерем ФАТХу. Французские политологи А. дель Валь, П.М.Галлуа привели в своих исследованиях различные факты, доказывающие причастность американских политиков и спецслужб, а также их союзников к финансированию и поддержке радикальных группировок в исламском мире, и высказали предположение, что это связано с попыткой заменить "красную" угрозу миру на "зеленую", чтобы тем самым сохранить за США роль "защитника планеты".

Недальновидность спонсоров, пытающихся использовать претендующих на "чистоту веры" радикалов, привело к дестабилизации обстановки во многих регионах мира. "Экстремизм среди мусульман получил дыхание не в результате естественного религиозного развития, а в результате возникновения и деятельности ряда мусульманских сект. Некоторые из них защищают "ценности", далекие от традиционного ислама, а их приверженцы, рьяно подчеркивающие свою к ним принадлежность, не ведают об этом" (Е.М.Примаков, "Мир после 11 сентября"). Разнообразные "ваххабиты", "салафиты", "хабашиты" зачастую пугают общественность гораздо больше "тихо внедряющихся" мормонов или мунитов, но, по сути - так же обслуживают чьи-то интересы.

Кстати, о мунитах. Данная структура, одним из наиболее распространенных названий которой является "Церковь (движение) объединения", в отличие от "Свидетелей Иеговы", мормонов и сайентологии появилось не в США, а в Южной Корее. И основатель - "преподобный" Сан-Мён Мун - жив до сих пор. Однако настоящим создателем инфраструктуры организации исследователи называют профессионального разведчика, бывшего военного атташе Южной Кореи в США, полковника Бо Хик Пака.

Мунизм как явление религиозной и общественной жизни многолик и склонен к мимикрии, пытаясь в пропагандистско-миссионерских целях предстать в разных странах и культурно-религиозных средах в иных обличьях. На родине своего основателя, в Республике Корея, он делает акцент на задаче объединения Южной и Северной Кореи, в США - во время Уотергейта - представал защитником президента Р. Никсона и пытался склонить общественное мнение на его сторону, в СССР перестроечных времен стремился снискать поддержку М. Горбачева, предлагая свои финансовые услуги в организации широкого студенческого обмена между СССР и США. И все это на фоне рассуждений о великой "мессианской" миссии самого Сан-Мён Муна, чье религиозное значение объявляется его последователями превосходящим значение Будды, Христа и Мухаммеда вместе взятых. Впрочем, элементы мимикрии обнаруживают себя и здесь: в странах традиционного распространения христианства муниты подчеркивают задачи "объединения мирового христианства", а на арабском востоке обещают сделать последователей ислама "еще более хорошими мусульманами".

"Движение объединения" включает в себя огромное количество так называемых проектов. Сами муниты предпочитают говорить о двухстах с лишним проектах, учрежденных Муном. Точная их статистика представляется затруднительной, так как стратегию и тактику мунизма отличает стремление гибко и динамично создавать многочисленные программы, откликаясь на потребу дня. Многие из них остаются "однодневками" или же актуализируются раз в несколько лет, являя грандиозные шоу, когда для их проведения снимаются олимпийские стадионы, а для гостей - пятизвездочные отели. Предназначение подобных мероприятий - продемонстрировать миру "мощь" и "жизнеспособность" мунизма. Разнообразные проекты мунитов тематически объединены в различные группы - религиозные, образовательные, научные, культурные, политические, а также посвященные средствам массовой информации, искусству, промышленности.

Центральным идеологическим и организационным стержнем всего муновского движения является "Церковь объединения" - основанная в 1954 г. под официальным названием "Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства". И хотя в сороковую годовщину своей "церкви" Мун впервые заявил о перерождении ее в "Федерацию семей" и еще более категорично объявил это в 1997 г., независимо от смены названия, религиозная, культовая суть его секты не меняется, равно как и то, что во главе всех проектов (даже таких, казалось бы, светских, как, например, "Академия профессоров за мир во всем мире", "Женская федерация за мир во всем мире", "Международный фонд культуры", "Международный фонд образования", "Федерация семей", "Межуниверситетская Ассоциация по изучению Принципа", "Всемирная ассоциация работников средств массовой информации", "Ассоциация за единство Латинской Америки" или "Международная конференция по единству науки"), как правило, ставятся высшие чины мунитской организации.

Мун активно стремится к контролю над СМИ. Контролируемая его Церковью компания "Ньюс Уорлд Коммьюникейшнз" владеет различными средствами массовой информации в разных странах. Одним из наиболее известных является газета "Вашингтон Таймс", которой делают комплименты даже президенты Соединенных Штатов. В начале 90-х NWC приобрела одно из старейших информационных агентств США - ЮПИ (UPI). Оно было превращено в основную силу информационной политики мунитов в Интернете.

О причинах своих экспансионистских устремлений Мун не молчит - мировое господство. По его мнению, "Бог хочет автоматическую теократию", единственным представителем которой на земле должен быть сам Мун.

Один из бывших высокопоставленных функционеров в Церкви объединения, американец Стивен Хассан, завершил свой рассказ от деструктивной сущности этой секты и её деятельности словами: "Хочу напомнить вам фразу одного из великих - "Для торжества зла достаточно лишь того, чтобы хорошие люди ничего не делали".

 

Д.Ивлетшин