Статья может быть полезна, как саперам, так и военнослужащим, проходящим службу в «горячих точках» мира.

Понятие ударного ядра доныне еще не стало общеизвестной вещью, даже среди саперов, чья жизнь довольно тесно связанна со знанием принципов работы мин. Почему-то даже в среде специалистов упорно связываются вместе эффект ударного ядра (или называемого на Западе(Miznay-Shardin effekt,Explosively shaped projectile))с принципом кумулятивного эффекта. Конечно схожесть тут есть, но необходимо чётко и однозначно установить, особенно для саперов, что эффект ударного ядра не является кумулятивным эффектом. Этот вопрос терминов довольно важен, ибо его незнание может породить трагические ошибки, вызванные бы «лихачеством» иных общевойсковых командиров. Ударное ядро представляет большую опасность для бронемашин (а тем более для пехоты) даже на значительном удалении, так как действует не кумулятивной струей, а металлическим диском. Для создания кумулятивного эффекта металлическое покрытие (толщиной в 1-2 мм) кумулятивной полости не играет ключевой роли, и такая полость создаст кумулятивную струю и без нее, например, при ее ручном изготовлении из пластита. Дальность действия (то есть место наибольшей концентрации) кумулятивной струи приблизительно равно диаметру кумулятивной полости. Лишь на таком расстоянии постигается прожигание брони. Согласно формуле Покровского ее толщина в миллиметрах равна тройному корню веса ВВ (эквивалент тротила в граммах) помноженного на 20.Это расстояние исчисляется от нескольких десятков сантиметров у ракетных снарядов до пары метров у бетонобойных тандемных БГ авиабомб и управляемых ракет. Создание же ударного ядра невозможно без металлического диска (толщиной от 4-5 мм) который и служит для пробития (а не прожигания) брони на расстояниях от полметра-метра до нескольких десятков метров. Ударное ядро применяется в противотанковых противоднищевых мин со штыревыми, магнитными или сейсмо-магнитными взрывателями: у более легких с весом ВВ 1,5-4 кг эффективная дальность полета диска может достигать полметра-метра (SB-MV/T,SB-MV/1,VS-HCT,VS-HCT 2,VS-HCT 4(Италия),HPD 1,HPD 2, HPD 2А,HPD 3(Франция),FFV 028/DM 31(Швеция/Германия),PM 87,Pz Mi 83,Pz Mi 85,Pz Mi 88(данная мина имеет специфический акустико-магнитный взрыватель) (Австрия)) од метра до пары десятков метров у более тяжелых с весом ВВ 5-8 кг (ТМРП 6 и ТМРП 7(Югославия),ТМ 83(СССР),М 21(США),PT Mi-U(Чехословакия))Наибольшей дальности(нескольких десятков до сотни метров ) ударное ядро достигает у противотанковых противобортовых и у противовертолетных мин с весом заряда от 5 до 25 кг с обрывными, акустическими или ИК датчиками либо дистанционно управляемых(ТМ 89(СССР),AVM 100,AVM 195,ATM 6, ATM 7,SMI 21/11C,SMI 21/3C,SMI 22/7C(Австрия),PT Mi-K(Чехословакия),MIACAH F1(Франция, в Британии она имеет обозначение L14 а в Голландии NR29),Mi AP ED1(Франция),FFV 016,FFV 018(Швеция),IHM(ЮАР),ATM-L-84,KVKM 73,KVKM 81(Финляндия))

Очевидной вещью доказывающей специфичность эффекта ударного ядра является применения его в противотанковых противобортовых и у противовертолетных минах. Ни один иной принцип не может обеспечить такую эффективность, ибо ПТ противобортовые мины, применяющие кумулятивные снаряды обладают в десяток раз меньшей скоростью, а противовертолетные мины направленного действия обладают куда меньшей пробиваемостью.

 

Применение ударного ядра (Miznay Shardin (MS) effect) изменило тактику использования ПТ мин. Мины данного типа могли с большей эффективностью, нежели кумулятивные, а тем более фугасные, использоваться в качестве противоднищевых при меньшем количестве ВВ в заряде. Американская ПТ мина со штыревым взрывателем M 21 при заряде в 4,9 кг смеси H6 (45% RDX, 30% Al, 21% wax) имеет большую эффективность(K- effect(kill effect)) от фугасной ПТ мины М 19(в варианте со штыревым взрывателем) с зарядом 9.53 кг смеси RDX/TNT. Применение ударного ядра сделало возможным в Югославской войне нетрадиционное применение ПТ мина со штыревым взрывателем ТМРП 6 в качестве противобортовой, и датчиком цели в данном случае служил сам штырь, мины устанавливаемой бочно на высоких обочинах или каменных стенках узких горных дорог.

Использовалась ТМРП 6 и в качестве фугаса и в данном ее свойства использовались более рационально. Металлический диск для создания ударного ядра нуждался в дистанции значительно большей, нежели для создания кумулятивного эффекта. Заряд в 5,1 кг тротила (при общем весе 7,2)оказался достаточным для действия (правда, по пехоте) на расстоянии в десяток метров и без создания перед миной каменного наполнения (на 1 кг тротила на 1 метр кубический камней).

Все же главная задача ПТ противоднищевых мин-борьба с бронецелями и оптимальным образом она была достигнута применением магнитных дистанционных взрывателей. Подобные взрыватели были со временем (в более новых типах мин) дополнены сейсмическими или акустическими сенсорами, приводившими в боевое положение магнитные взрыватели. Тем самым предотвращалась возможность случайного срабатывания мин, а и усложнялась задача по разминированию дистанционными зарядами.

Достаточно типичной миной данного типа является итальянская ПТ противоднищевая мина фирмы BPD Difesa e Spazio SB-MV/1 производимая ею для нужд австралийской армии. Вес данной мины 5 кг, заряда 2,4 кг смеси Composition B (RDX/TNT),т.е. гексолита, диаметр 236 мм высота 113 мм. Эта мина обладает электронным интегральным (встроенным) взрывателем, работающим на заменяемых литиевых батарейках. Взрыватель имеет два сенсора: первый, сейсмический, переводит мину в боевое положение, а второй магнитный приводит взрыватель в действие. При этом встроенный микропроцессор определяет скорость бронецели и ее момент прохождения над миною и предотвращает приведение взрывателя в действие при прохождении бронецели рядом с нею. Существует датчик неизвлекаемости с устройством самоликвидации. Пробивает данная мина днище танка с толщиной брони до 150 мм. Возможна как механическая, с минных заградителей, так и ручная. В боевое положение переводится переводом рычага, закрепленного предохранителем из позиции SAFE в позицию ARM.

Помимо этого развивается в США семейство самонаводящихся мин M93 Hornet которые при определении приближения цели (сейсмическим датчиком) выстреливали в сторону цели самонаводящийся (ИК) суббоеприпас SKEET поражающий ее сверху ударным ядром. При установлении в группе, что тоже возможно, мины координируясь между собой, выбирают цель и срабатывает та мина, которая находится ближе. Это позволяет рационально расходовать и так дорогой боеприпас. В Германии созданы схожие мины Tarantel.В России, согласно журналу "Военный парад" осуществляется развитие боеприпаса М-225 схожей концепции, но в вариантах противопехотном (с неуправляемыми осколочными суббоеприпасами) и противотанковом, а так же боеприпаса ТЕМП 30 с акустическим взрывателем который приводил в действие ракетный мотор (от 57 мм НУРСа) и при перелете над целью ИК сенсор приводил в действие ударное ядро.

 

Приняты на вооружение универсальные малогабаритные мины Слэм (M2, M4 Selectable Lightweight Attack Munition (SLAM)), которые можно использовать как мины: противотранспортные (противоднищевые или противобортовые), противопехотные (при пересечение целью ИК луча) объектные мины-сюрпризы, мины с замедлением или просто в качестве подрывного заряда.

 

Она имеет два датчика цели магнитный (когда используется как противотранспортная противоднищевая) и инфракрасный (когда используется как противобортовая или противопехотная). Причем инфракрасный датчик пассивный, регистрирующий тепловое излучение цели. Поражение цели основано на принципе ударного ядра (Miznay-Shardin effekt).

 

Применение ударного ядра вызвало качественное изменение в области кассетных противотанковых противоднищевых мин со сейсмо-магнитными или магнитными взрывателями, с зарядами 0,5-1 кг ВВ (BLU 91/B(GATOR/Volcano , M70/73(RAAM/RADAM),M 75(GEMSS/Flipper)M 76(MOPMS)(США),SATM,PT Mi-D 1,PT Mi-D(Чехословакия), Mi AS DISP(Франция),AT 2(Германия) Они в силу своего большого количества требуют использования при разминировании средств дистанционного разминирования либо машин с ножевыми отвалами. Показательный пример действия ударного ядра представляют самонаводящиеся суббоеприпасы SKEET,SADARM(США),SMART(Германия),BONUS (Швеция), поражающие бронецели в верхнюю часть с высоты в несколько десятков метров, на которой и происходит образование ударного ядра, после команды ИК сенсоров.

 

Также немало важным остаётся вопрос защиты военнослужащих от подобного минного оружия. Самым простым способом защиты, на мой взгляд, является проведением в войсках элементарных занятий по идентификации минного оружия. Речь не идёт о методике и способах разминирования. Достаточно чтобы боец мог опознать предмет и знал бы, какое воздействие необходимо для приведения его в действие (взрыв). Солдат, умеющий правильно идентифицировать предмет, не только сохранит жизнь себе и своим товарищам, но и во многом облегчит работу саперам, которые уже примерно смогут понять, с чем имеют дело.

Хотелось бы также обратить внимание на многочисленное количество взрывателей, которые используются в комплекте, как с кумулятивными минами, так и с эффектом ударного ядра. Мины имеют как сложнейшие взрыватели (сейсмические, инфракрасные, магнитные) включающие в себя электронику, так и простые механические. У каждого из этих типов (на мой взгляд) есть свои плюсы и минусы. Несомненно применение дорогих взрывателей намного эффективно, так как они представляют большую опасность для саперов, практически не оставляя шансов на ручное снятие. Но будем помнить тот факт, что любая электроника требует блока питания, имеющего определённые ресурсы работы. По истечению этих ресурсов мина прекращает свою работу, либо в большинстве случаях самоликвидируется. В тоже время простые механические взрыватели могут сохранять свои боевые качества даже после окончания вооружённых конфликтов, (встречались взрыватели УВ-аналог советского МУВ, времен второй мировой войны, с очень даже хорошо сохранившейся пружиной и ударным механизмом.)

Несмотря на то, что эти два эффекта и схожи, но в них очень много разного. Эффект ударного ядра имеет большую дальность поражения чем кумулятивный, но уступает в пробиваемости. Кумулятивный эффект имеет более широкое применение. Он применяется как в минном оружие, так и в большом количестве боеприпасов. Танковых и артиллерийских снарядах, гранатах, а также в миномётных минах (большая редкость, но тоже встречаются). При нейтрализации подобных боеприпасов стоит ещё раз вспомнить их устройство. Для образования кумулятивного эффекта, как уже говорилось ранее, нужна полость для размещения заряда ВВ под нужным углом, причем детонация должна происходить с базы заряда (с задней стороны). В боеприпасах это может создаваться путём применения различных взрывателей. Контактный, который посылает струю на базовый взрыватель, а тот в свою очередь инициирует основной заряд. Пьезоэлектрический, который при контакте с целью, за счёт деформации пьезо кристалов, посылает электрический разряд на базовый взрыватель. Есть также базовые взрыватели, которые срабатывают за счёт инерции после удара боеприпаса о цель. Существуют меры безопасности при обезвреживании подобных боеприпасов. Приведу несколько примеров. Приближение к неразорвавшемуся боеприпасу происходит строго под углом 45 градусов от его базы (основания). Если произойдёт произвольный подрыв, то основная сила ВВ уйдёт на образование кумулятивной струи, а другая на разлом корпуса и образование осколков. Такой метод приближения даёт шансы выжить, правда, если вы не подошли слишком близко. При нейтрализации боеприпасов с пьезоэлектрическими взрывателями стоит выключить мобильные (сотовые) телефоны и другие средства связи, а также соблюдать заземление при его очистки, (достаточно прикоснуться оголенной рукой земли) Случайный импульс статического электричества или фон мобильного телефона \ рации, могут (в редких случаях) привести к подрыву боеприпаса. На моей практике такого не случалось, но экспериментировать не советую. Замечу, что заземление стоит соблюдать также при работе с любыми электровзрывными устройствами, а также при работе с черным порохом, который используется как замедлитель во множестве типов гранат.

 

 

Что касается минного оружия, то лучше всего, если позволяет обстановка, производить подрыв на месте зарядами ВВ или малыми кумулятивными зарядами. На вооружении инженерных войск, имеются стандартные кумулятивные заряды, начиная от больших типа КЗУ, КЗ-6,для подрыва различных фортификаций (мостов, бетонных стен и др.), заканчивая совсем маленькими(26мм кумулятивный заряд, линейный Мк7,L5A1 и др.) предназначенные для нейтрализации мин и неразорвавшихся боеприпасов. Сами по себе эти малые кумулятивные заряды представляют некую цилиндрическую полость, в которую вставлена (чаще всего медная) кумулятивная воронка. В комплекте также имеет металлические ножки (длинной примерно 20 см.) и крепеж для детонатора. Полость заполняется пластиковой взрывчаткой перед проведением подрыва снаряда или мины, (смотреть на фото)

При подобном методе нейтрализации, кумулятивной струей пробивается стенка боеприпаса и происходит дефлаграция (выгорание) основного заряда. Разлет осколков сводится к минимуму за счет разлома корпуса на большие части и, как правило, не превышает 10 метров.

Также как для нейтрализации мин и боеприпасов, так и для резки небольших металлических конструкций (трубы, тросы и т.д.) применяют линейные кумулятивные заряды, они выглядят в виде удлиненной буквы М (в перевернутом виде), внутренняя часть которой заполняется также пластиковой взрывчаткой, (смотреть на фото).

 

Заряд устанавливается либо на специальных ножках входящих в комплект, либо они изготавливаются саперами из подручных средств. По величине заряды бывают разных размеров, все зависит от толщены и размеров обекта. Что же касается более крупных кумулятивных зарядов типа КЗУ, КЗ-6, КЗК и др., то информацию можете почерпнуть на сайте подполковника Ю.Г.Веремеева: www.etel.ru/~saper

Стандартные кумулятивные заряды играют большую роль в войсках, так как позволяют быстро и удобно их использовать. В тоже время эффект ударного ядра применяется только для поражения техники противника. На мой взгляд, не стоит спорить какой из эффектов лучше. Несмотря на свою схожесть они абсолютно независимы. Главное это умение их различать и грамотно применять в различных ситуациях.

 

Об авторах: Олег Валецкий родился в 1968 году в СССР. Украинец. Участвовал в боевых действиях в период войны в Югославии девяностых годов: в Боснии и Герцеговине (Войско Республики Сербской) в 1993-95,в Косово и Метохии (Войско Югославии) в 1999, в Македонии (ВС Македонии) в 2001. Место жительства – Сербия.

Работал с 1996 года по 2003 деминером (сапером) в организациях занимающимися разминированием:RONCO (США), Minetech (Великобритания/Зимбабве), HELP (ФРГ), Гражданской обороне Республики Сербской (БиГ), STOP Mines(БиГ). Автор книги "Югославская война" и ряда статей по теории и практике боевых действий в бывшей Югославии, а так же по вопросам инженерных боеприпасов.

Александр Волков. Родился в 1983 году в СССР. Русский.

Занимается поиском и уничтожением мин и неразорвавшихся боеприпасов времён. Второй Мировой войны на территории бывшего СССР.