Журнал "Разведчикъ", 1911 г.

На одном из последних заседаний общества ревнителей военных знаний отставной артиллерийский подполковник Н. В. Волков, взойдя на кафедру и положив пред собою тетрадку, очень бегло прочел целый ряд пунктиков, смысл которых сводился к тому, что кинематограф — вещь весьма приятная и в деле воспитания и образования солдата даже полезная.

Можно, мол, при помощи кинематографа показывать случаи образцового несения службы.

При помощи кинематографа можно неразвитых новобранцев ознакомить...

Да с чем угодно можно ознакомить.

Вплоть до премудрости «только для взрослых».

Кинематограф можно применять как учебное пособие в военно-учебных заведениях.

Наконец, при помощи кинематографа можно популяризировать армию среди самых широких слоев населения.

Ах, мало ли что можно сделать в деле воспитания и образования солдата при помощи кинематографа!

Одна беда — откуда взять денег на приобретение этих аппаратов?

Допустим, что какой-нибудь командир части, присут-ствовавший на сообщении подполковника Волкова, так проникся его доводами, что решил, во что бы то ни стало, купить кинематограф.

Случаи образцового несения службы... Неразвитые новобранцы... Учебное пособие... Средство для популяризации...

Одним словом, купить необходимо.

Но аппарат с приспособлениями стоит около тысячи рублей. Метр ленты с картинами не менее 30 коп. А так как лент нужно на первое время метров тысяч около пяти, то все это удовольствие меньше тысячи рублей не обойдется.

Пожалуй, такой суммы не выпишешь даже из пресловутого девятого отдела.

Тогда, быть может, из средств, отпускаемых ежегодно на обучение нижних чинов грамоте и вообще на их умственное развитие?

Ведь кинематограф именно и служит для умственного развития.

Трудновато!

Согласно приказа по воен. вед. от 11-го августа 1909 г. за № 365 для сей благой цели отпускается на каждого нижнего чина десять копеек в год. А так как на эти деньги приходится покупать тетради, чернила, грифельные доски, перья, карандаши и книги для ротных библиотек, то, пожалуй, на кинематографы останется маловато.

Нет, до кинематографов мы еще не дозрели.

Честь и слава подполковнику Волкову, который немало работал и продолжает работать в этой области. Можно только пожелать ему успеха в будущем.

Но, пока у нас не заделаны все пробоины, которые получила наша армия во время минувшей военной грозы, пока, например, не будут пополнены и исправлены пулеметы в Сибирских стрелковых полках, — до тех пор говорить о войсковом кинематографе, как о чем-то крайне необходимом, не приходится. Для развития солдата есть немало других, более дешевых, средств.

Было бы только желание и, главное, умение упорно работать в этой чрезвычайно важной отрасли современного военного искусства.

А если подполковник Волков придает такое большое значение «картинкам», так пусть он лучше посоветует молодым офицерам разыскать волшебный фонарь, числящийся по описи почти в каждой воинской части, но находящейся, обыкновенно в безвестной отлучки, привести его в подобающий вид, сделать подбор картин и в свободное время почитать. Правда, эффект не тот, что в кинематограф. Ну, да Бог с ним, с эффектом.

А польза будет.