В современном бою сильно вырос удельный вес автоматического оружия, увеличилась насыщенность подразделений минометами и артиллерией, стали широко применяться мощные инженерные сооружения, различного рода заграждения, "сюрпризы". На поле боя господствует маневр, вызывающий частую и быструю смену обстановки; действия пехоты развертываются в тесном контакте с другими родами войск.

 


Эти условия предъявляют повышенные требования к подготовке бойца-пехотинца. Помимо отличной боевой выучки и физической выносливости, он должен обладать развитым восприятием, быть расторопным, смекалистым, инициативным, уметь быстро отвечать на неожиданные действия противника нужными приемами и движениями, свободно передвигаться ночью, в дыму, по любой местности.
Перечисленные качества особенно необходимы при ведении ближнего боя в лесу, в траншеях и различных сооружения, на улицах больших и малых городов, в домах, на крышах строений, среди разрушенных зданий, баррикад и т.д. Чем быстрее боец заметит цель, примет решение и выполнит соответствующее действие, тем у него будет больше шансов сохранить свою жизнь и победить противника.
Человеческие восприятия многообразны, но основными из них являются зрительные, слуховые и осязательно-двигательные, которые играют весьма важную роль в действиях бойца при пониженной видимости (в туман, дождь, бурю, метель), в также в лесу, в условиях задымления и ночью. Боец, обладающий утонченной восприимчивостью, лучше ориентируется, мгновенно мобилизует внимание и волю, немедленно отвечает нужным приемом и действием на действия противника. Поэтому развитие у бойца этих восприятий, особенно в моменты наивысших физических напряжений, эмоциональных возбуждений, опасных и неожиданных действий - одна из составных задач обучения.
Опыт некоторых учебных частей показывает, что быстроту восприятий и ответных действий лучше всего прививать наряду с развитием физической силы, ловкости и боевой выносливости, в процессе учебы - на строевой, физической, огневой и тактической подготовке, во время следования на занятия в поле и возвращения с них, а также на малоподвижных занятиях (в классе) и в перерывах между ними. Добиться этого можно путем:

 

- систематического повторения элементарных движений и приемов в быстром темпе по неожиданным командам, сигналам и знакам;
- внезапной постановки простейших задач и требования быстрого их исполнения;
- воздействия на эмоциональную сторону бойца тоном голоса, неожиданностью команды, интересом задания и введением в него элементов опасности и состязания;
- повторения заданных приемов и упражнений в самом непредвиденном и сочетании и в разнообразных условиях.

Специальную тренировку на быстроту восприятия неожиданных команд и ответных действий следует проводить в короткие отрезки времени (от 5 до 15 минут) и преимущественно в первый период боевой подготовки. Это позволит бойцу быстрее и лучше овладеть сложными движениями и действиями в дальнейшей учебе и с большим успехом освоить весь курс боевой подготовки.
Цель данной статьи - наметить возможные пути развития перечисленных качеств и указать некоторые оправдавшие себя приемы и способы. В дальнейшем офицеры должны применительно к местности и контингенту бойцов, проявить максимум инициативы в подборе нужного материала и в создании наиболее подходящих условий для достижения желательных результатов.

Тренировка в исполнении неожиданных команд
и простейших заданий

Тренировку в исполнении неожиданных команд и простейших заданий можно проводить с подразделением (отделение, взвод), с небольшой группой и с отдельными бойцами как при построениях, перестроениях, передвижениях, так и во время выполнения определенных упражнений, действий и работ. Рекомендуются следующие команды и задания для группы бойцов или подразделения, находящихся в строю в одной или двух шеренгах:

  1. "Отделение (взвод), бегом - разойдись!". Если команда исполняется медленно, офицер командует: "Разойдись!". В момент исполнения ее командир подает новую команду: "Ложись!", затем, отбежав на 8-10 шагов и изменив направления фронта вытягиванием левой руки в сторону, дает задание построиться в 10 секунд. На десятой секунде он поворачивается лицом к фронту отделения (взвода) и оценивает исполнение задания.
  2. Подразделение построено в две шеренги или в колонну по два. Подается подряд (через 2-3 секунды) несколько разнообразных команд: "Разойдись!", "Садись!", "Встать!", "На левый бок - ложись!", "В укрытие (в траншею) - бегом!". По исполнении последней команды дается задание построиться в 8 секунд. Следует команда "Становись!" - и отсчет секунд.
    Командир, дающий задание, должен учитывать расстояние, на котором он находится от бойцов, чтобы указанное им время исполнения было реальным. Одно и то же задание не рекомендуется повторять более трех раз.
  3. Подразделение в движении (построение любое). Даются задания и команды: "В 15 секунд, на деревья - залезай!", "В 10 секунд - ко мне!". Затем подразделение выстраивается и продолжает движение. Следуют новые задания и команды: "В 12 секунд замаскироваться в копне сена - отделение, вперед - бегом!", "В 15 секунд перелезь через стену - отделение, вперед - бегом!", "Первому отделению замаскироваться в кустах справа, второму отделению перелезть через забор, третьему влезть на сарай, четвертому укрыться в траншее слева. Время 15 секунд. Взвод, вперед - бегом!".

Для одиночных или парных действий бойцов можно рекомендовать следующие задания и команды:

"Бойцам Петрову и Сидорову залезть на чердак и осмотреть его. Время 2 минуты - вперед - бегом!"
"Бойцам Волкову и Захарову осмотреть сарай. Время 2 минуты - вперед - бегом!"
"Бойцам Иванову и Никонорову осмотреть дом со стороны огорода. Время 2 минуты - вперед - бегом!"

В зависимости от характера местности и окружающих предметов, а также от степени подготовки бойцов, время на выполнение задания и команды нужно уменьшать или увеличивать. После выполнения задания необходимо всегда давать оценку или указывать, кто выполнил задание первым и кто последним, кто лучше и кто хуже. Рекомендуется также опрашивать бойцов, что они видели или слышали во время действий.

Тренировка в исполнении приемов и действий
по условным знакам и сигналам

Большое значение имеет тренировка в исполнении приемов и действий по условным знакам, подаваемым одной или двумя руками, посредством головного убора, лопаты или каких-либо других предметов.
Прежде чем приступить к тренировке, нужно объяснить бойцам значение каждого сигнала или знака. Тренировка проводится накоротке следующим методом: командир показывает действие жестами (предметами) и спрашивает бойца, правильно ли он понял условный знак.
Бесшумные команды на построение подразделения (отделения, взвода, группы) могут подаваться хотя бы такими жестами руки (рук):

"Отделение, в одну шеренгу становись!" - командир становится в положение "смирно", вытягивает левую руку ладонью вниз в сторону фронта построения и сейчас же опускает ее.
"Отделение, в две шеренги становись!" - командир вытягивает левую руку ладонью вверх в сторону фланга и сейчас же опускает ее.
"Отделение, в колонну по одному становись!" - командир становится в положение "смирно" лицом в сторону предстоящего движения и поднимает левую руку вверх.
"Отделение, в цепь развернись!" - командир несколько раз разводит обе руки в стороны.

В таком же духе, но заранее установленными жестами, сигналами и пр. подаются команды:

"Ложись!", "Внимание!", "Ко мне!", "Вперед!", "Назад!", "Вижу противника!", "Вижу!", "Слышу!" (отзывы), "Бесшумно подползти к противнику (к траншее, к доту)!", "Подготовиться к броску в атаку!", "В атаку!", "Окружить дом!", "Пропустить противника!", "Залезть на дерево!", "Бросить гранату!" и т.д.

Следующий этап - тренировка бойца в быстроте противодействия на неожиданные действия "противника" - проводится на учебной дорожке, в учебном помещении, в учебной траншее. Остановимся на каждом из видов тренировки отдельно.

Тренировка на учебной дорожке

Учебная дорожка устраивается в кустах, в лесу, в горах, в населенном пункте и т.д. По обеим сторонам ее укрывается "противник" (4-6 бойцов), создавая неожиданные препятствия и совершая "нападения" на бойцов, тренирующихся на дорожке. Перед бойцами ставятся задачи: двигаться шагом или бегом до определенного рубежа или предмета; преодолеть все препятствия и избежать неожиданного нападения "противника". Боец должен:

а) не зацепиться за провод, протянутый в траве на высоте 10-20 см, и не наступить на расставленные учебные мины;
б) остановиться или пробежать мимо падающего предмета - доски, ствола небольшого дерева, легкого бревна, вязанки хвороста, скатки шинели, - т.е. уклониться от поражения;
в) не попасть в руки или вырваться из рук двух бойцов, получивших задачу внезапно, из укрытия, набросить плащ-палатку на голову тренирующегося и удержать его в течение 5-10 секунд;
г) уклониться от укола (палкой с мягким наконечником) "противника", замаскированного в кустах, траве, в канаве, или отбить его укол рукой (на всем протяжении тренировочной дорожки можно расположить 2-3 бойцов, вооруженных палками с мягкими наконечниками).

По сторонам дорожки замаскированный противник периодически производит различного рода шум: копает землю, ударяет топором по дереву, забивает гвозди, открывает и закрывает затвор винтовки и т.д. Лучший результат тренировки - пройти все препятствия, не задев их, избежать нападения "противника", услышать больше различных звуков и определить, откуда они исходят.
Для тренировки отделение разбивается на две группы: одна из них создает препятствия и нападает, т.е. действует за противника; другая поочередно (по одному бойцу) передвигается по дорожке. Затем группы меняются ролями. Месторасположение препятствий и нападающих необходимо при этом изменить.

Тренировка в учебном помещении

Под учебно-тренировочное помещение могут быть использованы землянка, любой сарай, разрушенное строение или жилая квартира. Над полом на различной высоте натягивают проволоку, или веревку, привязав к обоим концам ее легкие гремящие предметы, разбрасывают доски, пустые консервные банки, гильзы и т.п., у стен устанавливают скамейки, столы, ведра и другие предметы. Специально выделенные бойцы (2-4 человека) создают препятствия, затемняют помещение, совершают неожиданные нападения.
Первый вид действий. В слабо освещенном помещении, а затем в полной темноте пройти через помещение ощупью, не создавая шума, и выйти в противоположную дверь.
Второй вид действий (в полной темноте). Боец, вооруженный палкой с мягким наконечником, проходит через помещение, стараясь не создавать шума и не получить укола от бойца, находящегося там.
Третий вид действий. Войти в затемненное помещение, пройти через него возможно быстрее и выйти в противоположную полуоткрытую дверь. В помещении находятся 3-4 бойца "противника", которые затрудняют выполнение задачи. При входе, когда за бойцом закрылась дверь, его на секунду ослепляют светом электрофонаря, через мгновение ему наносят сзади легкий удар мешком с соломой по голове, затем валят под ноги скамейку, наносят легкий укол палкой с мягким наконечником в грудь, натягивают веревку на уровне колен, набрасывают на голову шинель и стремятся удержать его в течение 3-5 секунд, после чего отпускают.
Тренирующиеся бойцы не должны иметь оружия. Командир обязан следить за тем, чтобы на тренировке в увлечении и азарте подчиненные не переступали определенных рамок.

Тренировка в учебной траншее

Для тренировки может быть использована любая траншея полного профиля, нужно лишь произвести в ней некоторые дополнительные работы и установить различные препятствия. В учебной траншее длиной 25-50 м рекомендуется установить 6-8 неподвижных чучел (вязанок хвороста) и 1-2 "ежа" на веревке, устроить 1-2 лисьих норы и подбрустверный блиндаж. За противника играют 4-5 бойцов, снабженных подвижными чучелами и указками. Задача "противника" - создавать неожиданные препятствия и нападать на тренирующихся бойцов.

Первый вид действий. Боец, вооруженный винтовкой (со штыком, без штыка) или автоматом, передвигается по траншее, стремясь поразить все цели и преодолеть все препятствия на своем пути. Во время движения из-за поворотов траншеи, с бруствера, из блиндажа "противник" неожиданно подставляет чучела (вязанки хвороста на палке) спереди, сбоку, сзади. Задача бойца - нанести укол, сделать тычок, ударить прикладом, ножом, ногой и т.п. Затем перед бойцом появляются "ежи" (от них нужно побыстрее освободить проход) или указки, требующие обозначить огонь из автомата или бросить гранату. Действия бойца оцениваются по быстроте передвижения и количеству пораженных целей.

Второй вид действий. Боец вооружен винтовкой или палкой с мягким наконечником. Задача - передвигаться по траншее, преодолеть препятствия и избежать нападения "противника". Во время движения в двух местах на бойца неожиданно (из-за поворота) нападает один, а затем другой "противник". Нужно, вступив с ними в "бой", нанести по одному уколу и продолжить движение. Потом из блиндажа на бойца нападают два "вражеских" солдата с плащ-палаткой и стараются удержать его 5-10 секунд. Нападать на бойца, двигающегося по траншее, разрешается сзади, сбоку, сверху из-за препятствия и т.д. Оценка - по наименьшему количеству полученных бойцом уколов.

Тренировка в исполнении приемов и действий
с громкими возгласами и бесшумно

Тренировка в исполнении приемов и действий с громкими возгласами имеет целью воспитать стремительность и сплоченность, привычку усилием воли и возгласом мобилизовать себя, побеждать чувство усталости, совершать большие физические и волевые напряжения. Но такие действия не всегда возможны, нередко выполнение боевой задачи требует абсолютной скрытности, осторожности, поэтому одновременно надо тренировать бойцов бесшумно исполнять различные приемы и действия.
Тренировку в исполнении тех и других действий (бесшумных и с возгласами) лучше всего чередовать между собой и комплексировать с различными приемами боевой подготовки. Очень полезно тренировку этих действий органически включать в быт и режим учебно-боевого дня бойца от подъема до отбоя. Рассмотрим некоторые приемы тренировок.

Действия с возгласами:

  1. По сигналу "подъем" бойцы, проснувшись, дважды кричат: "Подымайсь!", потом, одевшись, каждый докладывает: "Готов!". По команде "Становись!" все кричат: "Становись!" - и бегом направляются к месту построения.
  2. Зарядка проводится в быстром темпе. При выполнении упражнений каждый боец громко командует самому себе: "Раз!", "Два!", "Вниз!", "Вверх!" и т.д.
  3. На полевые занятия подразделение двигается быстрым шагом. В пути командир дает вводные:
    - "Справа обрыв, 4-е отделение, прыжком вниз - вперед!". Бойцы с криком "Вперед!" бегут к обрыву и прыгают, а весь взвод, продолжая движение по дороге, кричит "вперед", "быстрее". После этого командир командует: "Ко мне - бегом!". Бойцов отделения все бойцы взвода подбадривают возгласами: "бегом", "давай" и т.п.
    - "Прямо группа чучел, 2-е отделение, каждому бойцу уколоть 3 чучела - вперед!". С криком "Ура!", который подхватывает весь взвод, бойцы отделения бросаются в штыки и, нанося уколы, кричат: "Бей!", "Раз!", "Два!" и т.д.
    - "Слева холм, 1-е отделение, кто первым влезет на вершину - вперед!". С возгласом "вперед", "ура" бойцы бегут вперед. Победителя весь взвод приветствует криком "ура".
    В зависимости от местности и условий, в которых проводится тренировка, задания могут носить самый различный характер. Основной принцип тренировки - короткие, быстрые, сильные физические напряжения, сопровождающиеся бодрящими возгласами.
  4. На различных занятиях и при выполнении различной работы можно вводить бег на скорость, переползание, переноску груза, преодоление полосы препятствий и т.п. Действуют 1-3 бойца от подразделения, а остальные поддерживают их бодрящими возгласами. То же самое рекомендуется делать при влезании на деревья, на забор, строения. При поднимании груза (бревно, лоток со снарядами), при передвижении орудия и т.п. возгласы могут быть: "Взяли!", "Раз, два - дружно!" и др.

Действия с возгласами следует широко практиковать и на различных состязаниях по спортивно-боевой подготовке, особенно в командных состязаниях.

Бесшумные действия:

  1. Подъем, построение и выход на зарядку - выполняются бесшумно.
  2. Зарядка проводится без команд - все делают то, что делает руководитель.
  3. При движении на полевые занятия подразделение строго соблюдает маскировочную дисциплину. Например, командир двигается по дороге, а подразделение - по обочинам дороги, канавам, кустам и т.д., стараясь применяться к местности. Изредка командир делает замечания: "Вижу 1-е отделение", "Слышу 3-е отделение" и т.п.
    Другой пример. Командир вышел к месту занятий раньше взвода и укрылся в траншее, расположенной в 50-100 м от места сбора подразделения. Задача бойцов - скрытно и бесшумно подойти (подползти) к траншее.
  4. На различных занятиях и при выполнении различной работы бойцы тренируются переползать бесшумно (в траве, по канавам, в кустах, в насаждениях, по болотам, траншее), бесшумно влезать в окна строения, на деревья и т.п., бесшумно поднимать и переносить грузы, скрытно и бесшумно подлезать под проволочное заграждение, преодолевать противотанковый ров и другие препятствия.

Упражнения для развития зрительных восприятий

Известно, что один и тот же предмет воспринимается по-разному, если наблюдать его с различных расстояний, направлений и в различных положениях (впереди, сзади, сбоку и сверху), в яркий солнечный день, в пасмурную погоду и в сумерки. Все это нужно учитывать при проведении специальных упражнений.
В процессе тренировки нужно давать разнообразные задания: на быстрое определение и запоминание предметов и действий, на продолжительное напряжение внимания.
Тренировка должна проводиться на мелких и крупных предметах, на их деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся, на предметах различной формы и цвета. Тренировка должна проводиться и тогда, когда боец неподвижен и когда он движется, после небольшой физической работы и после сильных физических напряжений.
Задания на запоминание окружающих предметов и действий бойцов, обозначающих противника, проводятся с расстояний до 200, 800 и 2000 м. На занятиях большое значение имеет периодическое упоминание командиром о виднеющихся вдали, но плохо различаемых предметах - это облегчает их восприятие бойцами.

Первый вид действий. Построить отделение и дать задание по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть на группу домов или отдельный участок местности в течение 3-5 секунд и запомнить, возможно, больше деталей. По истечении указанного времени командир снова поворачивает отделение лицом к себе и поочередно опрашивает бойцов, что они успели заметить. Правильность ответов проверяется путем сравнения их с действительностью. Упражнение рекомендуется повторять не более двух-трех раз, после чего давать другое.

Второй вид действий. Эти же задания давать вслед за физическими упражнениями: после передвижения пригнувшись, длительного бега, перелезания через отдельные препятствия, прыжка, влезания на дерево, переноски груза, стрельбы и т.п.

Третий вид действий. Без предварительного задания по наблюдению спрашивать бойцов, что они заметили во время передвижения по дороге или любой местности, после броска гранаты или в процессе беседы с командиром. Например: сколько за время беседы проехало машин, повозок, сколько встретили по дороге офицеров, сколько раз командир подсчитывал ногу и т.д.

Четвертый вид действий. Запоминание предметов. Тренировка проводится на любой местности. Командир раскладывает 8-10 различных предметов (противогазы, кирпичи, гильзы, оружие, карманные вещи) и, построив перед ними подразделение, дает задание: посмотреть расположение предметов и запомнить его. Затем командир поворачивает подразделение кругом, изменяет расположение предметов или убирает один-два из них и, снова повернув подразделение, показывает предметы в течение 4-5 секунд и опрашивает 4-5 бойцов, какие произошли изменения. Бойцов, допустивших ошибку, следует сразу поправлять.

Пятый вид действий. Дается задание на быстроту и длительность наблюдения за движущимися и появляющимися целями. Для обеспечения тренировки выделяется группа бойцов (2-3 человека), которые, выдвинувшись в сектор наблюдения, по сигналу командира, шевелят отдельные кусты, приподнимают головы или указки (мишени) из-за укрытий, переползают, перебегают, выходят из здания и входят в него, выглядывают в окна и т.п. Движения и действия группы бойцов, находящихся в секторе наблюдения, могут быть медленные, средней скорости и быстрые, могут выполняться один раз или многократно повторяться, в зависимости от указаний командира.
Тренировку в быстроте и точности восприятий, в распознавании предметов и действий следует начинать на малых скоростях цели, а затем постепенно сокращать время пребывания цели в поле зрения. В дальнейшем полезно увеличивать расстояние или уменьшать цели.

Упражнение для развития слуховых восприятий

В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь зрению приходит слух. Подслушивание особенно необходимо в период непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью и в глубоком тылу врага.
Специальные упражнения для развития слуховых восприятий, проводимые на занятиях по физической подготовке, имеют целью тренировать бойцов точно распознавать различные шумы и звуки (шорох шагов, разговор, звуки инструментов, шум мотора и пр.), маскировать шумы и звуки, производимые самим бойцом при выполнении различных приемов и действий, а также уметь определять местонахождение цели по звуку и шуму.
Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и определении их местонахождения проводятся на местности с различным грунтом и растительностью, в населенных пунктах, в помещении и в земляных сооружениях, в различную погоду и в любое время суток.
Бойцы, которым поручено имитировать различные шумы и звуки, должны создавать их возможно естественнее, как бы производил их противник при действиях в различной обстановке и при выполнении разного рода работ. В свою очередь для тренирующихся в подслушивании бойцов нужно создавать условия, максимально приближенные к боевой действительности.
Тренировку в распознавании звуков рекомендуется проводить, когда подразделение (группа бойцов) находится на месте, приближается к месту, откуда слышатся звуки, или удаляется от него, а также в момент выполнения различных работ (самоокапывание, переноска груза и т.п.).
Недалеко от места проведения занятий располагаются 2-3 бойца с различными предметами. Через определенные промежутки времени или по сигналу (знаку) командира они имитируют различные шумы и звуки, а командир поочередно опрашивает тренирующихся бойцов, какой звук или шум они слышат (слышали), количество звуков, характер шума.
На тренировках во время сильных физических напряжений следует приучать бойцов систематически задерживать дыхание на 1-3 секунды для того, чтобы отчетливо слышать шумы и звуки.
Очень полезны и такие упражнения в определении местонахождения цели по звуку.
- Бойцы находятся в окопе. К ним подползает заранее выделенный боец. Командир поочередно опрашивает тренирующихся, с какой стороны подползает "противник", и требует указать направление рукой.
- Бойцы расположены в окопе или траншее. Каждый имеет по 2-3 учебные гранаты (болванки). На расстоянии 20-30 м от траншеи передвигается ящик. Находящийся под ним боец постукивает по стенкам каким-либо предметом или издает звук голосом. По этим звукам тренирующиеся поочередно определяют направление и расстояние до цели и бросают гранаты-болванки.

Упражнения для развития
осязательно-двигательных восприятий

В условиях ограниченной видимости и в полной темноте осязательно-двигательные восприятия имеют исключительно важное значение. При помощи этих восприятий боец может бесшумно продвигаться, оценивать размеры, силу и скорость своих движений, определять гладкость, шероховатость, форму, величину и температуру окружающих предметов. "...зрячий не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания; а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого в ней самой" (И.М. Сеченов).
Способность пользоваться осязательно-двигательными восприятиями надо всемерно развивать у всех бойцов, а особенно у саперов и разведчиков, так как им часто приходится двигаться и действовать в полной темноте.
Для развития у бойца осязательно-двигательных восприятий проводится специальная тренировка в выполнении вслепую тех приемов, способов и действий, которые впоследствии придется выполнять в боевой обстановке в темноте. К этим приемам, способам и действиям относятся, прежде всего, ходьба, переползание, подлезание, перелезание, влезание в щели и другие отверстия, заряжание оружия, действия ножом, прикладом, подручными предметами, метание гранаты и т.д.
При тренировке следует учитывать, что все движения, приемы и действия должны вначале выполняться при участии зрения в нормальном освещении, затем в условиях пониженной освещенности и, наконец, вслепую. Обстановку, в которой проводится тренировка, рекомендуется постепенно усложнять и путем многократного повторения упражнений добиваться, чтобы действия бойца становились уверенными, точными и быстрыми.
Тренировку в разборке и сборке личного оружия, заряжании винтовки, автомата обоймой или диском следует проводить вначале в незначительно затемненной комнате, затем при пониженном освещении в темноте.
Для тренировки в определении предмета на ощупь в плащ-палатку завертывают патроны от пистолета и винтовки, гильзу, карандаш, книгу, гранату, штык, диск или обойму и предлагают бойцу на ощупь определить их. При дальнейшей тренировке предметы надо завертывать более плотным и толстым материалом (шинель, ватник и т.п.).
Тренировки в передвижении и преодолении препятствий на ощупь проводятся в затемненном помещении, а также ночью (или днем с завязанными глазами). Бойцы передвигаются по траншее, в кустах, в лесу, вокруг строения, преодолевают заборы, влезают на дерево или в окно, спускаются в овраг и т.п.
Точно так же бойцов тренируют в действии холодным оружием. В учебном затемненном помещении, в землянке или в блиндаже бойцу предлагается наносить удары ножом, прикладом по чучелу (вязанка хвороста), находящемуся на постели, на полу и т.д.


В данной статье разбирается основное направление развития у бойца быстроты восприятий и ответных действий, обусловленных требованиями войны. Практика показала, что рекомендуемый метод дает хорошие результаты и в дальнейшем может принести большую пользу делу боевой подготовки войск.