Обучение солдат приемам рукопашного боя и преодолению препятствий следует проводить по отдельности, а дальнейшее совершенствование в исполнении этих приемов - в комплексе. Комплексная тренировка должна проводиться на специальных занятиях, которые рекомендуется организовать по следующему плану.


В подготовительной части занятия (5 - 10 минут) объясняется его цель, проводится ходьба, бег с карабином.
Основная часть занятия (40 минут) отводится на тренировку в преодолении отдельных препятствий в сочетании с уколами, ударами прикладом и метанием гранат. Затем организуется тренировка в преодолении групп препятствий в сочетании с уколами, ударами прикладом и метанием гранат. После этого идет тренировка в преодолении специальной 200-метровой полосы препятствий в различном темпе или в установленную норму времени в сочетании с уколами, ударами прикладом и метанием гранат. Можно также проводить тренировки на штурмовой полосе и на местности в разнообразной обстановке с различным использованием искусственных и естественных препятствий.
Заключительная часть занятия отводится на ходьбу в медленном темпе, подведение итогов и дачу заданий для самостоятельной тренировки (5 минут).
На комплексных занятиях происходит дальнейшее совершенствование ранее изумленных приемов рукопашного боя и преодоления препятствий в усложненной обстановке, а также тренировка в умении быстро, сноровисто и тактически целесообразно применять приемы рукопашного боя.
Чтобы создать на занятиях, во время комплексных тренировок, сложную и разнообразную обстановку, руководитель должен позаботиться об обозначении внезапно и активно действующего "противника". Ограничиться при этом только чучелами - значит упрощать обучение солдат приемам рукопашного боя. Необходимо поэтому проводить двусторонние упражнения с применением карабинов с мягкими наконечниками.
Комплексную тренировку следует начинать с простых, ранее изученных приемов рукопашного боя и преодоления препятствий сперва на ровных участках местности, а затем, постепенно увеличивая дистанцию и количество препятствий и целей (чучел), переходить к более сложным сочетаниям приемов на различной местности и в разнообразных условиях. После этого надо переходить к комплексной тренировке в преодолении всей полосы препятствий.
Комплексная тренировка должна проводиться сначала по отделениям, преимущественно индивидуальным методом. Это дает командиру возможность следить, как каждый солдат выполняет приемы, Однако этот метод тренировки не обеспечивает полностью воспитания у солдат таких качеств для ведения рукопашного боя, как быстрота ориентировки, сообразительность, активность и умение тактически целесообразно применять тот или иной прием. Поэтому, после того как техника рукопашного боя на карабинах с мягким наконечником будет усвоена и будут приобретены навыки в быстром и сноровистом преодолении препятствий, необходимо переходить к комплексной тренировке двусторонним методом на разнообразной местности, с широким использованием не только искусственных, но и естественных препятствий и штурмовых полос. Здесь солдаты, располагаясь друг против друга, действуют против активного "противника".
Для примера разберем один из вариантов организации и проведения занятия по комплексной тренировке.
Первая часть - подготовительная - проводится в составе взвода в течение 5 - 10 минут и имеет целью сосредоточить внимание солдат на предстоящих занятиях. Ходьба, бег и частичное выполнение ранее изученных приемов или упражнений с карабином должны постепенно подготовить обучаемых к основной части занятия.
Вначале командир взвода объясняет цель занятия и опросом двух-трех человек проверяет, как усвоили ее солдаты. Затем командует взводу: "Шагом - марш", после чего подает команду для движения бегом в колонне по два. Далее взвод по команде снова переходит на шаг и перестраивается из колонны по два в колонну по одному. Дистанция между солдатами 3 - 5 м. По команде "К бою - готовсь" или по сигналу солдаты несколько раз изготавливаются к бою, затем производят перестроение из колонны по одному в колонну по два (при сохранении ранее указанной дистанции).
После перестроения командир останавливает взвод, командует ему "Направо" ("Налево"), отводит одну из шеренг на 3 - 5 м и проводит с солдатами обеих шеренг упражнения в передвижении и поворотах, в изготовке к бою. Через 2 - 3 минуты он прекращает упражнения и поворачивает одну из шеренг так, чтобы солдаты стали лицом друг к другу.
В этом строю командир проводит с взводом те же упражнения, но включает в них элементы, вырабатывающие внимание и быстроту ориентировки. С этой целью он подает команду, а затем условные сигналы, только для солдат одной из шеренг. Солдаты другой шеренги должны внимательно следить за действиями солдат первой шеренги и выполнять противоположные движения. Например, если первой шеренге подается команда "Шаг вперед, шагом - марш", то солдаты второй шеренги по этой команде делают шаг назад, и т. д. Затем командир взвода переходит к подаче команд условными сигналами. Он становится сзади одной из шеренг так, чтобы видеть его могли только солдаты, стоящие к нему лицом.
Условные сигналы можно подавать взмахом одной или обеих рук. Например, взмах одной рукой на себя - шаг вперед, от себя - шаг назад; взмах двумя руками на себя - двойной шаг вперед, от себя - назад; взмах одной рукой вправо - шаг вправо и т. д.
Групповое двустороннее упражнение в способах передвижения, в изготовке к бою надо начинать с дистанции 5 шагов, постепенно сближая шеренги. Если у солдат карабины с мягким наконечником, то сближение дистанции следует доводить до скрещивания оружия. Показ и объяснение упражнений делаются только в случае необходимости.
Вторая часть - основная - проводится по отделениям и в составе взвода и имеет целью, как указано выше, совершенствовать солдат в выполнении приемов рукопашного боя и преодоления препятствий.
На рис.1 показана примерная схема тренировок, двух отделений в нанесении уколов и ударов прикладом по группе целей (чучел) в сочетании с преодолением препятствий. Количество целей, препятствий, порядок расстановки их, величина дистанции и темп движения надо увеличивать и усложнять по мере овладения солдатами приемами и постепенно доводить до прохождения всей 200-метровой полосы препятствий.
На рис. 2 изображена примерная схема тренировки солдат одного отделения в ведении боя на карабинах с мягким наконечником. Солдаты, располагаясь друг против друга, на одинаковом удалении от траншеи, по команде командира отделения или по условному сигналу одновременно вскакивают с исходного положения лежа и бегут навстречу друг другу. Достигнув линии метания гранат, они бросают по одной гранате в траншею или в обозначенную площадь и, продолжая бег, стремятся опередить "противника" в преодолении траншеи с тем, чтобы на противоположной стороне её вступить в бой. После ряда повторных тренировок командир отделения усложняет комплексную тренировку: переносит бой в траншею, вводит дополнительные элементы тренировки, как, например, вскакивание в траншею и выскакивание из нее (рис. 3).
Продолжительность боя определяется количеством уколов или временем, отведенным для него командиром отделения. После боя командир определяет победителей, делает краткие указания по тактике и технике ведения боя, назначает новые пары и снова проводит тренировку, постепенно усложняя ее увеличением дистанции, введением дополнительных препятствий и т. д.
Примерно, после первых 15 минут тренировки отделения по команде командира взвода меняются местами и тренируются еще 15 минут.
Основная часть занятий завершается эстафетой, которая может быть проведена следующим образом: отделения выстраиваются на одной линии в колонне по одному с интервалами 3 - 5 шагов. Перед каждым отделением в 25 - 30 м кладутся эстафетные палочки или флажки, а на пути движения ставятся препятствия и цели (рис. 4).
Одновременно по команде командира взвода "Вперед", бег начинают первые солдаты (по одному от каждого отделения). На пути к месту, где лежат эстафетные палочки, и обратно они обязаны преодолевать препятствия и поражать цели (чучела). Следующему солдату разрешается бежать только после того, как впереди бегущий из его отделения пересечет линию финиша (она же и линия старта). Победа в эстафете определяется моментом вручения последней эстафетной палочки командиру взвода.
Третья часть - заключительная - проводится в составе взвода и продолжается 5 минут. Солдаты занимаются ходьбой в медленном темпе, после чего подводится итог занятия и дается задание для дополнительной самостоятельной тренировки тем, кто слабо усвоил изучаемые приемы.
Заключительная часть занятия имеет целью постепенным снижением физической нагрузки привести организм солдата к нормальному состоянию.
В последующих комплексных занятиях (по мере усвоения солдатами приемов ведения парных боев на карабинах с мягким наконечником) надо переходить к тренировкам в ведении боя одного против двух.
При этом особое внимание необходимо обратить на умение солдата выбрать место, правильно определить "противника", на которого нужно в первую очередь напасть, не дав возможности второму обойти себя сзади или сбоку, и прививать тактически целесообразные приемы действия двух солдат против одного. Затем уже можно начинать тренировку солдат в ведении боя в составе группы и отделения.
Организуя комплексные занятия, командир взвода обязан заранее выбрать и соответственно оборудовать место, продумать всю систему организации и проведения урока, составить конспект и провести инструкторско-методические занятия с командирами отделений.
На этих занятиях особое внимание командиров отделений обращается на воспитание у солдат смелых и решительных действий,
быстроты ориентировки, сообразительности и инициативы.
Для двусторонней тренировки солдат с реальным "противником" необходимо иметь деревянные карабины с мягким наконечником. Для изготовления такого наконечника (рис. 5) нужно вырезать из негодной покрышки от автомашины две прямоугольные пластинки размером 30 х 2,5 х 0,6 см. Затем, наложив пластинки крест-накрест, скрепить их в центре шпагатом или сыромятным ремнем. На переднем конце деревянного карабина вырезать, в соответствии с размерами пластинок, четыре симметрично расположенных паза. После этого, согнув пластинки к переднему концу карабина, поместить их в пазы так, чтобы между центром внутренней пластинки и передним концом карабина было расстояние (воздушное пространство), равное 5-5,5 см. Концы пластинок закрепляются гвоздями или скобками, а у самого края переднего конца карабина они, для большей упругости наконечника, скручиваются проволокой. Место прикрепления наконечника к карабину следует обмотать полоской из какой-либо материи (ветоши).