На Карельском фронте действия наших поисковых партий затруднены тем, что враг строит свою оборону в лесных массивах, нередко имея перед собой широкие озера и труднопроходимые болота. Все инженерные сооружения он маскирует весьма тщательно, плотно минирует подступы к переднему краю и к отдельным огневым точкам. Следует подчеркнуть также, что обороняющийся противник проявляет повышенную бдительность: малейший шум наших разведчиков неминуемо вызывает с его стороны ответные действия. Как бы тщательно ни готовился поиск, участники его, как правило, сталкиваются с различными "сюрпризами", которые невозможно предусмотреть заблаговременно.

 

 

Эти обстоятельства заставляют командиров, отбирающих бойцов для ночного поиска, отдавать предпочтение, прежде всего тем из них, которые отличаются находчивостью, хорошим глазомером, знанием местности и особенно вражеской тактики. Кроме того, командирам приходится разрабатывать два-три варианта действий группы (в том числе при отходе после выполнения задачи).
Как известно, количество людей и вооружение для ночного поиска определяются объектом, местом последнего в боевом порядке, системой огня вокруг него, характеров инженерных препятствий и условиями местности. При этом НАДО твердо уяснить себе, что чем меньше будет участников поиска, тем успешнее и вернее они достигнут цели. Меньше людей - меньше шума, больше скрытности и секретности. Группа в 8-12 человек вполне достаточна, чтобы справиться с такими задачами, как нападение на вражеский дзот, где обычно находится 2-4 солдата, и на землянку, где располагается не более отделения. Такой группе, из состава которой 3-4 бойца назначены для захвата "языка", легче подойти незамеченной к врагу, а командиру проще ею управлять.
Передний край обороны противника на нашем участке фронта в большинстве случаев состоит из системы дзотов, расположенных один от другого на расстоянии 150-300 м, окопов и площадок для пулеметов. Все эти сооружения, как правило, соединены траншеями. Землянки, где укрываются солдаты, рассчитаны на 4-б человек. Расположены они на расстоянии 10-60 м от дзотов, в глубине обороны.
Днем у дзотов стоит по одному часовому, ночью - по два. Возле землянок патруль (или часовой) выставляется только ночью. Смена часовых производится через каждые 1-2 часа.
Таким образом, лучшим объектом для ночного поиска являются часовые у дзотов на переднем крае и у землянок.
Для того чтобы поставленная задача была успешно выполнена, каждый участник поиска должен не только знать свою задачу и свое место в бою, но и быть хорошо натренированным для действий на данном участке местности. Помимо этого, действия поисковой группы должны быть обеспечены заранее проделанными в заграждениях проходами к намеченному объекту.
Практикой установлено, что расчистку проходов лучше всего поручать двум опытным саперам, прикрывая их работу двумя автоматчиками. На это требуется от 4 до 8 дней, так как враг усиленно минирует свой передний край. Так, на нашем участке фронта ширина минного поля иногда превышает 100 м. При этом фашисты устраивают комбинированные минные поля. Например, между минами натяжного действия с упрощенными взрывателями они ставят мины нажимного действия, фугасы и снаряды, начиненные картечью (подрываются они из дзота или блиндажа).
Некоторые разведчики-саперы обнаруживают мины при помощи шомпола, осторожно водя им вокруг себя. В момент соприкосновения шомпола с корпусом мины или проволокой издается слабый металлический звук, по которому легко найти мину.
Старший лейтенант Самойлов предложил очень удобный миноискатель, который, можно сделать в каждом разведывательном подразделении. Состоит он из легкого шеста длиной в 3 м, на конце которого устроено 4-5 пар усиков из мягкой проволоки. От каждого усика идет топкий проводник к батарейке и лампочке, укрепленным на шесте. Когда пара усиков соприкасается с металлом (проволока или корпус мины), цепь замыкается и лампочка зажигается.
Некоторые командиры частей, ставя разведчикам задачу, достать "языка" с переднего края обороны противника, отводят на это всего 1-2 дня. В результате недостаточной подготовки поиска разведподразделения не выполняют своей задачи и несут неоправданные потери.
У нас дело поставлено иначе, время на подготовку отводится больше. Пока саперы расчищают проходы в заграждениях противника, командир практически тренирует своих бойцов для действий в конкретных условиях, организуя с этой целью специальное занятие. Особое внимание на таком занятии обращается на бесшумное переползание, усвоение разведчиками сигналов, порядка подхода к объекту, охвата его, взаимодействие захватывающей и прикрывающей групп и т. д.
В этот же период целесообразно произвести пристрелку своих артиллерийских орудий и минометов (если они привлекаются к участию в поиске) для надежного и быстрого подавления огневых точек врага и прикрытия действий наших бойцов от автоматчиков противника. Сигналы вызова артиллерийского и минометного огня должны быть точно отработаны.
Только после такой подготовки можно приступить к выполнению боевой задачи.
Действия по захвату "языка" должны быть молниеносными. Если не удастся взять пленного без выстрела, нельзя считать все потерянным. Используя оружие с предельной нагрузкой, надо попытаться взять огневую инициативу в свои руки, отрезать от остальных 1-2 солдат и захватить их любым способом. Однако долго задерживаться на переднем крае не рекомендуется, ибо дзоты, траншеи и землянки точно пристреляны противником, и стоит только замешкаться, как враг откроет ураганный огонь из глубины обороны и с флангов.
Приведу несколько примеров действий разведчиков в ночном поиске.
Командир разведвзвода тов. Кориенаха, получив задачу добыть "языка", стал тщательно изучать передний край обороны противника. Когда объект для поиска был намечен, командир приказал двум бойцам-саперам в течение 6 ночей сделать к нему два прохода. Работу саперов прикрывали два автоматчика. Тем временем сам командир отрабатывал с остальным составом поисковой группы намеченные по плану действия.
После того как проходы были проделаны, тов. Кориенаха приступил к поиску. Один сапер и прикрывающий его работу боец стали проводниками поисковой группы и, достигнув конца прохода, отделились для ее прикрытия слева. Второй сапер и прикрывающий его боец пошли по второму проходу с задачей прикрыть группу от нападения справа и указать ей путь выхода по окончании поиска (см. схему).

Подойдя к траншеям противника, командир оставил здесь четырех бойцов с задачей отрезать путь фашистам в их тыл и в нужный момент поддержать своим огнем отход поисковой группы. С остальными бойцами командир углубился в лес и вышел к объекту с фланга.
Объектом поиска являлась землянка. Часовой, стоявший у двери, заметил наших разведчиков и окликнул их только тогда, когда они были в 15 м от него. Очередью из автомата часовой был убит. Затем, окружив землянку, разведчики схватили первого выскочившего солдата, а остальных уничтожили гранатами. Взяв "языка", группа немедленно отошла по второму проходу.
Успех поиска объясняется тем, что при выборе пути к объекту и обратного маршрута тов. Кориенаха избежал шаблона. Проходы были расчищены не против землянки, а в стороне от нее. При этом саперы действовали настолько скрытно, что враг не обнаружил их. Удаче во многом способствовало целесообразное распределение командиром обязанностей среди бойцов, слаженные и быстрые действия всей группы.
Другой пример. Командир взвода разведчиков тов. Паленый с группой в 8 бойцов, получив задачу достать "языка", четыре раза врывался в расположение обороняющегося противника, уничтожил до трех десятков фашистов, подорвал дзот, захватил трофеи, но взять хотя бы одного пленного не смог.
Произошло это потому, что командир, не подготовив поиска, действовал по шаблону. В результате враг сразу обнаружил наших бойцов и начал освещать местность ракетами. Это, правда, не остановило бывалых разведчиков. Действуя решительно, они сломили сопротивление фашистов и обратили в бегство. Тогда, оставив на месте нескольких красноармейцев для прикрытия, командир взвода с остальными стал преследовать убегавших солдат противника. На плечах отходивших он ворвался на вторую линию обороны, поднял там панику, многих перебил, но... своей задачи не выполнил. Разведчики вели огонь на полное уничтожение противника, вместо того чтобы ранить и захватить 1-2 солдат в плен.
Точно так же действовала и прикрывающая группа. Например, когда мимо нее пробегало 5 фашистов, бойцы открыли сильный огонь и всех истребили. Был и такой случай. Убегавший по траншее фашист столкнулся с нашим бойцом из состава прикрывающей группы. Оказавшись сильнее, немец повалил бойца и стал его душить. Прибежавший на помощь нашему красноармейцу разведчик, вместо того чтобы связать фашиста и взять в плен, прикончил его прикладом автомата.
Нужно разъяснять разведчикам, что брать "языка" может не только группа захвата, но и прикрывающая группа, если складывается благоприятная обстановка.
Характерным для нашего участка фронта является поиск за водными преградами. Этот поиск имеет свои особенности, и поэтому я остановлюсь на нем подробнее.
Перед озером или рекой фашисты обычно строят свою оборону в виде небольших опорных пунктов. Эту особенность учел командир разведчиков капитан Суслов. Выбрав выгодный для наблюдения рубеж, он в течение трех дней следил за противоположным берегом и по дыму определил расположение вражеских гарнизонов. Затем капитан провел со своими бойцами специальное занятие по переправе на надувной лодке, уделив особое внимание быстроте посадки и высадки, быстроте и скрытности передвижения по воде и т. п.
После того как группа в 6 человек была основательно подготовлена, она переправилась через озеро и незаметно подобралась к землянке, где спало 7 солдат. Один из фашистов, по-видимому, часовой, пытался поднять тревогу, но был убит. Такая же участь постигла и остальных, за исключением одного. Заткнув пленному рот, разведчики благополучно достигли берега, где их ждал оставленный у лодки боец. При помощи каната лодка была быстро подтянута к своему берегу.
В другой раз капитан Суслов с группой бойцов в 15 человек на двух лодках предпринял рейд за 20 км. Высадившись на берег, занятый противником, разведчики разгромили гарнизон и радиостанцию и захватили в плен 4 человек, в том числе 2 офицеров. За эту операцию вся группа была награждена орденами.
Как уже было сказано выше, успех ночного поиска во многом зависит от знания системы неприятельской обороны, сил и средств врага. Эти данные можно добыть путем тщательного наблюдения. Наши разведчики делают это так. Ночью подползают к переднему краю противника и весь день ведут наблюдение, фиксируя все замеченное на схеме. Вечером они возвращаются обратно. И так несколько дней подряд, пока у командира не будет достаточно данных для принятия того или иного решения.
На нашем участке фронта поиск выгоднее всего начинать с половины ночи, когда бдительность врага притупляется. Для опознавания своих бойцов каждый разведчик должен иметь отличительный знак, например повязку на рукаве (летом белую, зимой черную). Отличительный, знак целесообразно дублировать паролем.
В заключение напомним, что немаловажным условием успеха ночного поиска является осведомление наших подразделений о возможных путях возвращения поисковой партии. Упущение этой, на первый взгляд, кажущейся мелочи иногда ведет к нежелательным последствиям.