20516
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22818
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12095
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3810
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8141
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6721
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2979
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12087
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9520
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7523
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7946
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5307
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4060
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3073
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2885
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4394
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4368
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4363
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2863
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3358
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3178
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5585
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4069
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3706
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3132
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:00 27/06/2013 Анна Байдакова 0 116

Нормальные люди: Григорий Охотин

Все материалы сюжета Нормальные люди

Основатель портала «ОВД-Инфо» о том, как общество само защищает себя от насилия

Кирилл Каллиников

— Как появился«ОВД-Инфо»?

— Мы придумали сайт после задержаний на Чистых прудах пятого декабря 2011 года, потратив на него всего три часа. Тогда в ОВД попали многие мои друзья, которые в первый раз в жизни пошли на митинг. Они стали мне звонить, писать смс. Мы с журналистами начали объезжать разные ОВД, узнавать, где они находятся. Составили список: кто и где задержан. Потом решили, что такую информацию нужно собирать системно: чтобы люди всем миром по отделениям могли узнавать, «а не сидит ли там наша Маша». В эту ночь я встретил своего друга Даню Бейлинсона, программиста, а на следующий день предложил ему сделать софт. Нам тогда казалось, что мы просто создадим краудсорсинговый сервис, который будет работать без нас. Но выяснилось, что без минимальной верификации, оператора на горячей линии и собственного поиска задержанных это не работает.

— Как много людей сейчас занимаются проектом?

— Ядро составляют пять человек, вместе с волонтерами — до тридцати. Это люди разных профессий и социального статуса, это и взрослые устроенные люди, и молодые активисты. Есть дежурный по мониторингу. Он пишет новости на сайт, ждет звонка и следит за соцсетями. Если проскальзывает информация, что кто-то задержан на акции, то мы сами его ищем. Есть «облако» волонтеров, которых мы даже не знаем, они сами звонят на горячую линию и говорят: «А вы видели, что там-то людей задержали? Сейчас вам ссылку пришлю».

— Что привлекает людей в проект?

— Мы лечим политическую депрессию: люди чувствуют, что делают что-то полезное для других. Мы заполняем информационный вакуум, а в любой закрытой системе информация становится залогом безопасности. Раньше бывало, что людей «закрывали», и они сидели по несколько суток без каких-либо законных оснований. Сейчас это невозможно: информация выходит наружу, попадает во все СМИ. Нас читают государственные органы и та же пресс-служба МВД.

«Нормальные люди»

В рубрике «Нормальные люди» мы рассказываем о тех, чья деятельность делает нашу страну нормальной — открытой, дружелюбной, удобной для жизни. Выбор героев субъективен. Поэтому если вы считаете, что мы должны обязательно написать о ком-то, то просто предложите героя в комментариях к любой статье рубрики.

— Как финансируется «ОВД-Инфо»?

— На 90% это волонтерский проект. Но поскольку у нас есть постоянные сотрудники, то часть проекта находится внутри «Мемориала». Благодаря им у нас есть грант от фонда National Endowment for Democracy. Мы можем позволить себе офис и деньги на зарплату нескольким сотрудникам: по пятнадцать тысяч рублей в месяц. На это можно покупать кофе на встречах и месячный абонемент на троллейбус. Мы отлично понимали, что иностранное финансирование будет спорным моментом для части общества, но мы решили показать, что с фондами работать можно и нужно. Это безумие: считать, что западные деньги — это вклад в революцию. Мы агенты идей, которые хотят продвигать эти фонды. Да, они связаны с идеологией и политикой, но это прежде всего идеи.

— Вы занимаетесь мониторингом задержаний по политическим мотивам. Что вы имеете в виду под этими словами?

— Мы имеем в виду, что человек задержан на политической акции и задержан неправомерно. Политические акции мы воспринимаем широко: это любое публичное отстаивание своих прав, будь то точечная застройка или права ЛГБТ. А задержание должно быть неправомерным: либо сам человек не нарушал законов, либо его задерживают с нарушением закона — заламывают руки, бьют. На самом деле все задержания неправомерные… Просто у нас полиция не умеет работать, она на каждом шагу нарушает закон. Полицейский должен представиться, показать документ, спросить твой документ, сказать: «Вы нарушили статью такую-то, сейчас мы вас задержим».

Додавить гражданское общество можно, посадив триста тысяч человек. Но это люди, которые очень хорошо знакомы с полицией, судами, тюремной системой. Они не боятся

— А у вас самого есть опыт задержаний и общения с полицией?

— Меня задерживали один раз в жизни — в 2003-м или в 2004 году. Я как журналист освещал какую-то акцию у ФСКН антифа или анархистов, не помню точно, кого именно. Это была фактически первая акция, на которой задержали журналистов. И всем моим коллегам было наплевать на это, а я говорил, что если мы сейчас промолчим, то так будет всегда. И действительно, с тех пор стали задерживать всех. В какой-то момент это всем надоело, и стали вводить жилеты с надписью «пресса».

Григорий Охотин

Есть ОВД более жесткие, есть более мягкие. Чем больше они работают с политическими задержанными, тем больше они озлобляются. Самые злые — ОВД «Тверской», ОВД «Китай-город», ОВД «Замоскворечье». Избиения при задержании — это вообще норма, потому что потом выяснить, кто избивал, очень сложно. В ОВД это можно установить, но и там избивают.

— Вы говорите, что лечите политическую депрессию. А вы в нее не впадаете, пропуская через себя информацию о задержаниях и избиениях?

— Я очень не люблю насилие. Вот жулики и воры меня не напрягают эмоционально. Коррупция и фальсификации — это не те темы, которые меня трогают. А насилие меня напрягало всегда. И если делаешь что-то, чтобы его стало меньше, и учишься воспринимать его профессионально, то сам ты не озлобляешься, скорее наоборот. Я за последние два года стал значительно мягче. Вот происходят какие-то нарушения при задержании. Когда читаешь об этом в твиттере, это бесит, а если ты в этот момент дежуришь, то ты знаешь, что можно позвонить дежурному прокурору, в службу собственной безопасности МВД, адвокату, в Общественную палату, можно позвонить дежурному и объяснить, что если человек умрет, ему будет сложнее. Можно задержанному активисту по телефону объяснить, что делать. Мы делаем это не всегда, скажем так, по желанию. Было сложно объяснить активистам, что мы не оппозиция, их цели нам не важны, мы только собираем информацию. Но они поняли в итоге, что информация сама по себе приводит к помощи. Мы, например, не создавали проект «РосУзник» — его придумал Сергей Власов. Но мы сделали все, чтобы проект появился: создали поток информации, которую можно использовать вот так. Теперь у нас есть информация, и мы ее скидываем «РосУзнику» или другим адвокатам, оставаясь исключительно информационным ресурсом.

— Как, по вашим наблюдениям, изменилось качество работы полицейских за последнее время?

— Сотрудникам полиции разрешили нарушать все законы с политическими задержанными, и это их развратило. Например, адвоката нельзя не пустить к задержанному, это святое. Но полицейским это сходит с рук. Никто не наказан за избиения при задержаниях. Полицейские забурели в своей неправоте и знают, что им за это ничего не будет.

Влиять на государство в России невозможно. Но мы работаем не с государством, а с обществом

— А что, по-вашему, в это время происходит с гражданским обществом?

— Был один соцопрос про волонтерскую деятельность. Людей спрашивали: «Что заставило бы вас активнее принимать участие в общественной жизни, включая субботники, помощь детям и так далее?» И больше половины ответили, что, мол, если бы другие люди были такие же симпатичные, как и они, то тогда бы они принимали участие в жизни общества. Но поскольку все они козлы, то чего я буду переть со своими идеями. И это очень показательно. Все большие митинги декабря и января выполнили свою задачу на сто процентов: люди увидели друг друга, увидели, что, оказывается, в Москве они не одиноки. И вспыхнули все эти инициативы. Появилась куча новых проектов. Активизмом нельзя заниматься долго. Постепенно ты институционализируешься. Твоему проекту нужны деньги, юридическая форма.

Государство уже съело уличную активность: все политики — с уголовными статьями, штрафы за несогласованные акции выросли. Теперь перешли к инициативам гражданского общества. И когда люди, познакомившись на Болотной, стали делать какие-то хорошие вещи для города и страны, государство объявило войну гражданскому обществу. Всем показывают, что НКО — это нечто сомнительное. Захочет молодой человек, не такой псих, как я, а нормальный, идти и строить свое НКО, когда он видит, что это так же опасно, как быть Алексеем Навальным? Не захочет. На митинг идти опасно, потому что там побьют дубинками, а создавать нечто созидательное опасно, потому что назовут иностранным агентом. Нас нельзя признать иностранным агентом, поскольку нас «не существует»: мы не зарегистрированы как организация. Но вы не думайте, они придумают уловку и для горизонтальных структур. Вот в азиатских странах частным лицам нельзя заниматься общественной деятельностью. Я, например, занимаюсь общественной деятельностью, но не зарегистрирован как юридическое лицо и у меня нет счета в банке. В Казахстане это уголовная статья. Все, что больше двух, должно быть зарегистрировано.

Но если смотреть не на политические процессы, а на общественные, мы уже победили. Сейчас происходит консолидация третьего сектора: за этот год ни одно НКО не зарегистрировалось иностранным агентом под чудовищным прессингом. Да, их могут закрыть. Но как вы думаете, исчезнут проекты «Мемориала», если его закроют? Додавить гражданское общество можно, посадив триста тысяч человек. Но это люди, которые очень хорошо знакомы с полицией, судами, тюремной системой. Они не боятся этих вещей. Третий сектор не умрет, он связан с потребностью людей делать добро. Христианство не умерло, хотя все время было репрессированным. Это неубиваемо.

Григорий Охотин

— А что гражданское общество может сделать в таких условиях?

— Влиять на государство в России невозможно. Но мы работаем не с государством, а с обществом. Общество начинает понимать наши идеи, и со временем полиция изменится сама. Это история не про Чубайса с Гайдаром, которые пришли и все изменили, а про то, что общество должно созреть, понять, что с полицией что-то не то, сформировать повестку и заказать политикам будущего изменить систему. Мы с вами говорим о том, что с полицией что-то не так, вы рассказываете своим друзьям, а потом мы выбираем политика, который будет полицию реформировать.

— И это более эффективно, чем пропаганда со стороны государства?

— Я вообще не верю в пропаганду. Изменения начинаются в образованном классе. Сначала он должен сам осмыслить какие-то вещи, и только тогда он сможет объяснить их другим. А образованный класс пока не понял, что такое насилие и полиция. Это большая мировая проблема. Полиция — это вообще раковая опухоль государства. Она всюду неприятная — и в Европе, и в Америке. Это не любят слышать наши либералы, но это так. Полиция — инструмент контроля бюрократии над населением. Реальные проблемы с насилием, которые существуют в любом обществе, решает не полиция, а добрососедские отношения, порицание, мировой судья — это тоже институты насилия, но гораздо более эффективные.