ОБ ОПАСНОСТИ УСИЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИДЕЙ САЛАФИЗМА СРЕДИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН

 

В последнее время в Российской Федерации наблюдается тенденция усиления влияния идей салафизма, в особенности в регионах с мусульманским населением ("салафитами" себя называют последователи политико-идеологического течения среди мусульман-суннитов, одним из направлений салафизма является "ваххабизм").

Различные течения салафизма пользуются значительной поддержкой влиятельных политических кругов и спецслужб ряда арабских стран, в т.ч. Саудовской Аравии. Для распространения идей салафизма ими используются программы религиозного образования, просвещения и благотворительности. Отличительная особенность салафитской идеологии - беспрекословное подчинение как в религиозной, так и в повседневной жизни конкретным проповедникам. Такой подход позволяет манипулировать массами в политических интересах. По сути, идеология салафизма - это идеология группировки, секты, преследующей политические цели.

Характерными чертами салафитского понимания ислама являются:

- формализм, стремление к детальной унификации образа жизни всех мусульман;

- нетерпимость к инакомыслящим, пропаганда насилия по отношению к несогласным;

- выдвижение на первый план идей джихада, трактуемого как борьба со всем, противоречащим салафитским установкам;

- стремление к уничтожению других идеологических систем, к установлению мирового господства;

- активное использование организованных форм политической и социальной деятельности, приемов и методов психологической борьбы;

- деление общества на мусульман и "неверных", противопоставление мусульман ("настоящими" мусульманами считаются только приверженцы салафизма) немусульманам.

Указанные пункты отличают салафитскую идеологию от ортодоксального суннитского ислама. Есть и теологические отличия (в частности, в "ваххабизме").

Именно салафизм, в той или иной форме, стал идеологией "фундаменталистских" ("исламистских") социально-политических движений, повсеместно распространившихся в мусульманском мире. Радикальное крыло этих движений стало базой для международного терроризма. Самостоятельные экстремистские группировки вошли в конфликт с ведущими салафитскими проповедниками, тесно связанными с правящей элитой государств Аравийского полуострова (из известных в России имен: шейх ибн Усаймин, бывший верховный муфтий Саудовской Аравии шейх ибн Бааз, сирийский шейх Фаузаль бен Фаузаль). Последователи указанных религиозных деятелей активно участвуют в идеологической борьбе с радикальными группировками. Сторонники экстремистских группировок называют приверженцев шейхов ибн Усаймина, ибн Бааза, Фаузаля бен Фаузаля и пр. "мадхалистами", по имени саудовского богослова шейха аль-Мадхали. В России имя имама Мадхали мало кому известно (не знают о нем и в Московском исламском университете). В то же время, отечественные специалисты-исламоведы считают, что сегодня предпринимаются поддерживаемые правящими кругами Саудовской Аравии попытки увеличить влияние идеологических вождей салафизма в международных масштабах, в частности через активизацию информационно-психологической борьбы с международными радикалистскими группировками.

По имеющимся данным, среди находящихся за рубежом последователей данного салафитского течения есть выходцы из России дагестанского, кабардинского, татарского происхождения, активно пытающиеся нести эти идеи в РФ. При этом преследуются следующие цели:

- "спасти" идеологию салафизма от компрометации в глазах верующих, обличая преступную деятельность террористических группировок;

- перенести акцент с джихада вооруженного на джихад информационно-психологический, направленный на "исламизацию" по салафитскому образцу;

- войти в доверие к властям как мусульманских, так и немусульманских стран с тем, чтобы получить новые возможности для распространения своих идей;

- под лозунгами защиты ислама вовлекать верующих в политическую борьбу.

В ходе возрождения исламской религиозности в РФ, в условиях недостатка компетентного внимания государственных структур, религиозного невежества общества, проникшей из-за рубежа идеологии салафизма удалось оказать воздействие на мировоззрение значительного количества верующих. При зарубежной поддержке в России были сформированы влиятельные информационно-пропагандистские ресурсы салафизма, налажены связи с зарубежными единомышленниками. Однако развитие радикальных течений, группировок привело их последователей к противостоянию с обществом и государством. "Ваххабитские" джамааты, с одной стороны, своим экстремизмом скомпрометировали себя в глазах верующих, с другой - подверглись мощному воздействию силовых структур.

В этих условиях "новые" салафиты пытаются, противопоставив себя в глазах мусульман и российских властей экстремистам, с одной стороны, сохранить, а с другой - значительно расширить влияние салафитских идей в РФ.

Примером новых форм салафитской пропаганды являются материалы, публикуемые на Интернет-ресурсе www.salafsalih.narod.ru. Они представляют собой переводы на русский язык с арабского либо составлены на русском, но структурно совпадают с арабскими оригиналами. В содержании отчетливо проявляются указанные выше характерные черты салафитской идеологии. В то же время, пропагандистские усилия направлены на дискредитацию тех форм политической и вооружённой борьбы, которые используются сегодня в мусульманском мире неподконтрольными властям "фундаменталистскими" группировками. Особо подчеркивается нежелательность создания нелегальных политических организаций в странах "неверных", так как это может привести к репрессиям против мусульман. Настойчиво внушается необходимость следовать суждениям салафитских идеологов (имена приводились выше).

При этом отрицание методов борьбы экстремистских группировок не носит принципиального характера. Пропагандистский пафос направлен против деятельности конкретных движений, личностей. Это объясняется тем, что подобная пропаганда ведётся, прежде всего, в рамках борьбы за влияние в мусульманском мире. Идеологическое противостояние террористическому "джихаду" носит исключительно тактический характер. При других условиях, салафитские идеологи могут не только оправдать, но и инициировать дестабилизирующие процессы. В силу базовых постулатов своей идеологии, салафизм направлен на развитие в мусульманской среде конфессиональной нетерпимости, стремления к обособленности и конфронтации.

В идеологическом плане салафизму наиболее действенно противостоит просвещенный подход с позиций традиционного исламского богословия. Свойственная этому подходу объективность препятствует использованию авторитета традиционных богословов в корыстных политических интересах. Просвещенная гуманистическая традиция ислама за последнее время в российском информационном поле сформировалась и окрепла, однако еще не заняла доминирующего положения в секторе представлений о подлинном мусульманском вероучении.

 

Дамир Ивлетшин, Интернет-проект "Ракурс"