Видеоблоги в политике и информационной войне

В настоящее время доступность любительских видеотехнологий приводит к тому, что в мире всё большую популярность приобретает такая форма информационного воздействия на массовую аудиторию, как видеоблог.

Видеоблог (подкаст) - это информационный видеоролик длительностью 10-15 минут, который можно посмотреть прямо в Интернете или скачать, например, на мобильный телефон. Распространение оборудования, подобного iPod, уже приводит к тому, что видеоблоги испытывают настоящий бум. В марте этого года их насчитывалось около 6500, хотя годом ранее их число не превышало 300. Авторы видеоблогов, как правило, показывают видеоматериалы о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете. Более того, доступность любительских видеотехнологий приводит к тому, что всё больше пользователей стремится выразить себя в документальном или повествовательном фильме и предложить это на всеобщее обозрение в форме видеоблога.

Видеоблоги стремительно набирают популярность благодаря скоростному Интернету, новым онлайновым сервисам, предлагающим бесплатный хостинг для видеороликов, многофункциональным мобильным телефонам и другим общедоступным приспособлениям, которые можно использовать для съемки видео.

Вести видеоблог достаточно просто. Блоггеры, как чаще всего называют создателей таких Интернет-дневников, делают короткий фильм, копируют его на компьютер и редактируют через какую-нибудь программу, например, Windows Movie Maker или iMovie. Остается зарегистрироваться на сайте, предоставляющем услуги по хостингу видео, загрузить видео, дать ему название и предложить всем желающим выставить у себя ссылку с кодом.

Новое средство информации, которое привлекает тысячи авторов, является, как недавно отмечала газета «Уолл стрит джорнэлл», частью более широкой тенденции - делать продукцию в стиле «сам себе режиссер», которая проникает и в пространство, традиционно занимаемое телевидением. Львиная доля Интернет-роликов носит развлекательный характер. Однако последние пару лет этими технологиями заинтересовались и ведущие специалисты по рекламе и связям с общественностью.

Видеоблоги уже активно используются представителями политического истэблишмента стран Запада для организации, в первую очередь, политической рекламы. Лидером среди европейских руководителей в этой сфере стала канцлер Германии Ангела Меркель. В октябре 2008 года она записала уже 101-й свой видеоролик (подкаст).

По мнению руководителя отдела по работе с прессой и общественностью правительства Германии Уве Шпинделдрайера Интернет как источник информации стал нормой - все меньше людей читают газеты и смотрят выпуски телевизионных новостей. "Поскольку наша задача - максимально информировать население о работе правительства, то подкаст - её важная составная часть», - говорит немецкий специалист. По данным его отдела, раздел подкастов федерального канцлера еженедельно посещает около 200 тысяч человек.

Активно использует видеоблоги и лидер консервативной партии Великобритании Дэвид Кэмерон. Сейчас его партия находится в оппозиции, но она имеет все шансы одержать победу на следующих выборах, в том числе и благодаря роликам, которые регулярно появляются на сайте политика. Кэмерон говорит с пользователями Интернета напрямую, глядя в камеру. Он не просто рассуждает о политике, он как бы говорит: «Посмотрите на меня, я один из вас!». Все это дает возможность людям понять его как человека.

Свои видеоблоги завели почти все мировые лидеры от Джорджа Буша-младшего до главы Ирана Махмуда Ахмадинежада. Появление Интернет-роликов кандидата в президенты США Барака Обамы, по мнению аналитиков, очень удачно отразилось на его рейтингах. Но даже когда речь не идет о предвыборной борьбе, современные политики, как отмечают специалисты, не могут игнорировать Интернет как средство коммуникации. Политические лидеры должны идти в ногу со временем и не могут отказываться от еще одного способа общения с собственными гражданами.

По мнению некоторых специалистов по политической рекламе "такой способ коммуникации хорош тем, что услышать мнение политика можно без купюр, без тех фильтров, которые существуют в традиционных средствах массовой информации, когда журналисты приводят лишь часть выступления политического деятеля. Кроме того, это способ быть услышанным молодежью, которая не слишком интересуется политикой, но очень интересуется Интернетом".

Примером информационно-психологического воздействия материала видеоблога на массовую аудиторию может послужить видеоролик «Письмо министру обороны», снятый офицерами одной из частей Ленинградского военного округа. Любительский ролик вызвал большой резонанс не только у постоянных пользователей Интернета, но и в руководстве российского Министерства обороны.

Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие годы анализируемый сектор Интернет-технологий будет развиваться в следующих направлениях:

1. Весь видеоконтент в Интернете будет тематически рубрицирован. Произойдет разделение видеопутешествий, музыкальных видеоклипов, домашнего видео, видеозаписей спортивных событий и так далее.

2. Профессиональный видеоконтент обгонит любительский. Сегодня огромный объем профессионального видеоконтента еще не оцифрован, из-за этого в текущий момент любительское видео доминирует. Однако, как только продюсеры сумеют преодолеть барьеры, которые стоят на этом пути, и разберутся с авторскими правами, согласуют формат, вопросы управления базами видеоархивов, вопросы хостинга и т. п., объем профессионального видео в Интернете существенно увеличится.

3. К 2010 году в сектор онлайнового видео будут перенаправлены до 30 проц. (около 12 млрд. долларов) нынешних расходов на рекламу эфирного и кабельного телевидения.

4. Телевизор перестает быть «главным» коммуникационным устройством. Постоянно расширяющиеся возможности мобильных телефонов (вместе с увеличением скорости доступа к Интернет-ресурсам в сотовых сетях), распространение Apple iPhone и AppleTV, приводит к тому, что все больше людей стремятся получить доступ к видеоблогам с помощью коммуникационных устройств.

5. В ряде стран политической рекламы в Интернете станет больше, чем на телевидении.

6. Будет развиваться видеопоиск. Пока что этот процесс сложен и ненадежен. Однако чем больше компаний будут инвестировать и зарабатывать на онлайновом видео, тем более жизненно необходимыми будут для них поисковые инструменты.

7. В Интернет-сообществах увеличится объем видеообщения. Развитие видеочатов будет способствовать тому, что пользователи будут общаться, видя друг друга.

Таким образом, видеоблоги открывают новые перспективы для общения и обмена информацией. При растущей популярности блогов, видеовозможности малых съемочных устройств (включая встроенные в коммуникационные устройства) могут стать мощными инструментами информационно-психологического воздействия. Каждое событие в любой точке земного шара может быть зафиксировано и мгновенно опубликовано в Интернете.

Так, манипулированию видеоматериалами со стороны компаний "Си-эн-эн" и "Би-би-си", когда репортеры этих информационных агентств передавали кадры из Цхинвала, утверждая, что они сняты в Гори, можно было бы оказать информационное противодействие с помощью оперативного размещения в Интернете собственных кадров. В том числе демонстрируя факты преступлений грузинских военных.

Всплеск популярности видеоблогов в ближайшем будущем в значительной мере изменит характер и структуру информационных материалов в Интернете. Развитие информационной ситуации вокруг последних событий в Абхазии и Южной Осетии - тому подтверждение.

А.Сорокин