Устав Сухопутных войск США FM 100-25, утвержден Министерством обороны США 12.01.1991 г.

Главные национальные интересы США включают:

- сохранение США как свободного независимого государства с обеспечением целостности его основных ценностей и безопасности его институтов и населения;

- процветание и развитие американской экономики, которая обеспечивает возможность личного преуспевания и базу для национальных устремлений США;

- стабильность в мире и отсутствие главных угроз интересам США;

- развитие во всем мире свободы личности, демократических институтов и рыночных экономик, связанных системой честной и открытой торговли;

- здоровые партнерские отношения.

Военная помощь и дипломатические возможности бывшего СССР все еще представляют угрозу интересам США по всему миру.

Цели национальной безопасности включают:

- защиту интересов США и их союзников;

- обеспечение доступа США к жизненно важным для них ресурсам, рынкам, океанам и воздушному пространству;

- защита и развитие демократии, свободы и прав человека по всему миру;

- разрешение региональных споров, затрагивающих интересы США;

- развитие плодотворных дружественных отношений со странами, разделяющими позиции США.

Национальные военные стратегические цели включают:

- сдерживание прямой и непрямой экспансии коммунизма во всём мире;

- укрепление системы коллективной безопасности в Западной Европе;

- защиту Северной Америки и Западного полушария;

- укрепление региональной стабильности в Латинской Америке, Восточной Азии, Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Африке".

Облик будущих войн, как отмечают военные специалисты, будет характеризоваться угрожающими масштабами людских и материальных потерь.

К наиболее вероятным источникам угроз человечеству в XXI веке относятся, прежде всего, системы оружия массового поражения (в том числе ядерного, биологического, химическою и экологического), а также так называемые средства «бесконтактной войны» - высокоточное оружие, средства космических, информационных и психологических операций. Особое место в ряду источников угроз занимает международный терроризм.

Как считают некоторые западные специалисты, «рано или поздно Усаму бен Ладена и его организацию уничтожат, и международный терроризм снова примет спорадический и очаговый характер, каким он был на протяжении последних десятилетий». В связи с этим по-прежнему актуальной остается проблема определения основных источников и характера военной опасности в ближайшей и долгосрочной перспективе. Решение этого вопроса во многом зависит от военно-политических, экономических, ресурсных и собственно военных возможностей, которыми располагают США для достижения целей своей внешней и внутренней политики.

В настоящее время приоритетными задачами, стоящими перед американскими вооруженными силами (ВС), являются следующие: переоценка фактора ядерного сдерживания, обеспечение готовности к быстрому развёртыванию, модернизация системы управления и разведки; техническое обновление боевых систем с широким привлечением новых возможностей и технологий (особенно в информационной сфере). Помимо этого, реформы в военной области непосредственно затронут силы и средства психологических операций (ПсО) ВС страны.

Важнейшим направлением в рамках данной реорганизации следует признать совершенствование доктринальной базы проведения ПсО. Это обусловлено тем, что разработанность теоретических основ и законодательной базы ведения психологической войны обеспечит качественное выполнение командованием и подразделениями ПсО ВС США поставленных боевых задач, поскольку традиционно американские воинские уставы и наставления максимально просто и подробно излагают весь алгоритм действий военнослужащих, облегчая их деятельность в боевых условиях. Кроме того, это дает возможность качественного планирования направлений дальнейшего развития сил и средств психологической войны.

Руководство разработкой доктринальной базы осуществляет Центр и школа специальных методов ведения войны СВ ВС США. В его составе имеется управление боевой подготовки и научных исследований, которое непосредственно занимается совершенствованием доктринальной базы проведения ПсО. В частности, управление выполняет задачи по подготовке и изданию уставов, руководств, наставлений и справочников по практическим вопросам планирования и проведения ПсО, их своевременной переработке в связи с новыми требованиями, а также ведет активную научно-исследовательскую деятельность по разработке теоретических основ психологической войны.

Следует отметить, что в последнее время, указанное управление проделало значительную работу по обновлению доктринальной базы ПсО в связи с последними изменениями в оперативном и тактическом искусстве, появлением новых коммуникационных технологий и технических средств ПсО, а также исходя из уроков применения сил ПсО в ходе военных операций ВС США в Афганистане и Ираке.

Так, 13 февраля 2006 г. комитетом начальников штабов была утверждена новая редакция доктрины «Информационные операции» (JP 3-13), согласно которой ПсО являются составной частью информационных операций (ИО). В документе пересмотрены взгляды военного руководства США на подготовку и ведения информационных операций вооруженными силами, уточнены цели, задачи и основные принципы информационного противоборства, а также обязанности должностных лиц по подготовке и проведению информационных операций как в мирное, так и в военное время.

Согласно новой доктрине, ИО представляют собой комплекс мероприятий, проводимых ВС США по воздействию на людские и материальные ресурсы противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им верных решений с одновременной защитой своих информационных систем.

По сравнению с предыдущей редакцией 1998 г. документ претерпел существенные изменения. Так, в редакции от 2006 г. предусмотрен отказ от использования терминов «наступательные ИО» и «оборонительные ИО». Особо указывается, что в условиях современной информационной среды ИО применяются для одновременного достижения как наступательных, так и оборонительных целей. Помимо этого, официально в новой доктрине не используется термин «информационная война». Вместо него используются нейтральные термины «информационные операции» и «информационная среда».

В новой редакции доктрины детально рассмотрена тесная взаимосвязь основных составляющих информационных операций. Отмечается, что в современных условиях информационной среды только комплексное их применение будет способствовать достижению успеха операции, как в мирное, так и военное время.

Уточняется роль физического уничтожения информационных объектов противника. Теперь физическое уничтожение критически важных элементов информационной инфраструктуры противника рассматривается как вспомогательный элемент ИО и представляет собой проводимые в ходе ИО действия по применению средств огневого поражения и физического уничтожения с целью вывода из строя ключевых элементов системы управления и связи противника.

Добавлен новый раздел, полностью посвященный взаимодействию США и стран-партнеров в области ИО. В доктрине отмечается, что каждая страна-участник может иметь свою концепцию ИО, однако на раннем этапе желательно включать страны коалиции в процесс планирования совместных информационных операций. Указывается, что каждая страна-участник может внести свой вклад в совместные ИО, предоставляя необходимые данные по своему региону. Урегулирование потенциальных конфликтов в информационной сфере между членами коалиции входит в обязанности командования многонациональных сил.

Помимо новой доктрины, за последние несколько лет в США были подготовлены и изданы новые руководящие документы по ПсО для ВС США, в частности:

- доктрина совместных ПсО (JP 3-53, Doctrine for Joint Psychological Operations, сентябрь 2003);

- полевой устав CВ ВС США "Психологические операции" (FM 3-05.30, Psychological Operations, апрель 2005);

- полевой устав CВ США "Тактика, приемы, способы и порядок проведения психологических операций" (FM 3-05.301, Psychological Operations Tactics, Techniques and Procedures, декабрь 2003, в настоящее время уже пересматривается);

- полевой устав CВ США "Тактика, приемы, способы и порядок проведения тактических психологических операций" (FM 3-05.302, Tactical Psychological Operations Tactics, Techniques and Procedures, октябрь 2005);

- карманный справочник "Технические средства ПсО: виды, ТТХ и возможности" (Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications and Capabilities, апрель 2005);

- карманное "Руководство командира по планированию ПсО" (PSYOP Leader's Planning Guide, август 2005), который содержит выдержки из уставов FM 3-05.301 и FM 3-05.302. Оба справочника направлены в подразделения ПсО.

- целая серия новых программ боевой подготовки (ARTEP - программа боевой подготовки СВ и оценки уровня обученности и подготовленности личного состава), в том числе:

- "Задачи боевого планирования для штаба и штабной роты группы ПсО и роты штабной и обслуживания батальона ПсО" (ARTEP 33-712-MTP, MTP for Headquarters and Headquarters Company of the PSYOP Group and Headquarters and Support Company of the PSYOP Battalion, апрель 2006);

- "Задачи боевого планирования для батальона подготовки и распространения материалов ПсО" (ARTEP 33-715-MTP, MTP for the Psychological Operations Dissemination Battalion, сентябрь 2006);

- "Задачи боевого планирования для роты тактических ПсО" (ARTEP 33-737-30-MTP, MTP for the Tactical PSYOP Company, в планах 2007);

- "Задачи боевого планирования для региональной роты ПсО" (ARTEP 33-727-MTP, MTP for the Regional PSYOP Company, в планах 2007).

Таким образом, командование ВС США уделяет огромное внимание данной деятельности, так как разработанность теоретических основ и законодательной базы ведения психологической войны обеспечивает качественное выполнение командованием и подразделениями ПсО ВС США поставленных боевых задач. Кроме того, это даёт возможность качественного планирования направлений дальнейшего развития сил и средств психологической войны.

Е.Констанинов