Обращение к читателям

Уважаемые господа, выношу на вас суд одно из приложений к моей книге о единоборствах. Буду благодарен за конструктивную критику и замечания.

С уважением,

Алекс_А

 

Хлюпик из спецназа

(к вопросу о психофизической подготовке спецназа)

 

Есть такая профессия – Родину защищать


Части особого назначения – это элита вооруженных сил. Это не тот случай, когда сержант знает материальную часть лучше офицера или физически превосходит его. В спецназе старший по званию всегда образец для подражания. И все вместе они – как пальцы, сложенные в кулак. Сколько жизненных и материальных затрат уходит на их подготовку. Можно ли их готовить ещё лучше? Внешние изменения – всегда результат внутренних преобразований. Как осуществить их с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью? Как научить людей направлять весь свой духовный и физический потенциал на выполнение боевых задач? Как избежать при этом болезненной коррекции личности?

Имея перед глазами образ зелёного или крапового берета, не задаётесь ли вы вопросом как, откуда, а, главное, за счёт чего они такие крутые? Выносливость? Да. Сила и ловкость? Да. Кроссы, полосы препятствий, бег в противогазах, непрерывная физическая нагрузка, рукопашка дают всё это. Это известная нам сторона луны.

А что находится на той, другой, невидимой глазу? Как убедить человека пройти через всё это – тысячу раз вываляться в пыли, в грязи, ночевать в болоте, изнывать от жажды, мокнуть под дождём, таскать на себе оружейный склад, плюс регулярные бои без правил – удары, захваты, броски – травмы, переломы – физическая боль? Одной мотивации мало. Любой нормальный парень хочет в спецназ. Попадает и выдерживает далеко не каждый.

Что или кто может сломать рядового необученного и откуда он черпает силы?

Насчёт сломать, вроде бы, ясно – невыносимо тяжело. Но, ведь, типовой кандидат в спецназ - не замученный зубрёжкой отличник, а совсем наоборот, полный достоинства гроза нашего двора, школы и микрорайона, чемпион по борьбе и боксу, и мотивация его всё-таки нешуточная. Он был заранее морально готов выдержать любые физические нагрузки. Но, во-первых, не в таком объёме, а, во-вторых, он совсем не так представлял себе психологию этих нагрузок. В рамках его опыта не было физических нагрузок на голодный желудок и/или в режиме хронического недосыпания под постоянным психологическим прессингом. Любое физическое напряжение, не говоря уже о боли, мобилизует защитные механизмы психики. Так вот, психика защищает нас в двух противоположных направлениях: первое – неприятие и противостояние текущей ситуации, второе – режим сознания, обеспечивающий выживание в экстремальной ситуации. Для пользы дела первое необходимо исключить. Бывают люди с ослабленной по разным причинам самооценкой или, наоборот, с очень сильно завышенной. Их понимание ситуации просто не приводит к поляризации сознания. Поэтому им удаётся максимально мобилизовать свои психические резервы для выживания. Большинству же людей невыносимо тяжело именно благодаря внутренней конфронтации. Военная психология знает о её наличии и делает всё для устранения конфликта.

Каким образом?

Она ведёт лобовую атаку по источнику психологической конфронтации – лупит из всех орудий по самому слабому месту неокрепшего солдата – по его самосознанию, унижая, обижая, нагружая его, пытаясь заменить его «Я» на новый замечательный и очень нужный армии поведенческий рефлекс – беспрекословное подчинение. Метод кнута и пряника проходит красной нитью через все военные разработки. Унизить и похвалить. Сначала убедить человека, что он – полное ничтожество, а потом сказать, - Я тебя уважаю! Это похоже на дрессировку. Но солдат не собака – не всякий выдержит такое обращение. А тот, кто выдерживает, выглядит по-настоящему крутым (его, ведь, уже похвалили и назвали своим!).

Ну, хорошо, это ещё полбеды.

Беда, что потом от солдата ожидают инициативного поведения. А где его взять, если на месте интеллекта прочно укоренилась уставная коробка передач и переключателей?

Военная парадигма самых передовых в военном отношении стран мира всё более рассматривает военнослужащего, как отдельную боевую единицу. Его вооружение, снаряжение и система связи позволяет (или вот-вот позволит) вести самостоятельные боевые действия. Требования к интеллекту исполнителя возрастают соответственно задаче.

Как это совместить с системой интеллектуальной кастрации военнослужащего на этапе его физической подготовки?

 

Стану я точно генералом, буду я точно генералом

Если капрала, если капрала переживу!.. (песня)

 

Проблема «Я» ставится неожиданно ново для военной психологии: не убивать «Я» насовсем, а помочь военнослужащему научиться дистанцироваться от него, когда надо, и использовать его возможности в случае необходимости.

Кому ново, а кому старо, как мир.

Запад, вроде бы, исчерпал себя в этом вопросе. Исследования израильского философа Сергея Таланкера показывают поразительную вещь: итогом всего развития западной философской мысли явилось ясное понимание отсутствия «Я», как феномена. Поразительно в том смысле, что широкой публике этот результат не известен. Попросту говоря, никакого «Я» нет, и не было. Максимум того, что есть – это некая вспомогательная идея Себя, обобщенное представление о своей социальной сущности, облегчающее нашу ориентацию в пространстве социума. Но пока западная философия созревала до миропонимания без «Я», оставленный ею без присмотра среднестатистический гражданин сильно сдружился со своей социальной проекцией. И случилось непоправимое: не она его стала представлять в социуме, а наоборот. Он и до сих пор носится с этой одушевлённой иллюзией. Поэтому результаты западных мыслителей и классической немецкой философии, в частности, до сих пор не востребованы породившей их цивилизацией. Это послание лучших умов Европы не дошло до адресата. Семя упало на каменистую почву, и гора родила мышь: военную и прочую психологию.

В связи с этим пора обратить взоры на Восток, где с «Я» разобрались давно и придумали множество способов борьбы с этим злом.

И если вообразить, что философско-религиозные системы – это моторы, приводящие в движение всю культуру и исторический процесс таких стран, как Индия, Китай и Япония, то единая концепция Я - это электрический ток, от которого эти моторы работают.

За сотни и даже тысячи лет теории и практики управления сознанием там никому не приходило в голову добиваться цели, унижая человеческое достоинство. Беспрекословное подчинение, оказывается, может иметь совсем другую природу.

Один из чипов моего сознания – история о самурае, который, оказавшись на вершине холма окруженным неприятелем, сделал себе сэппуку, вытащил кишки и бросил их в лица преследователей. Способен ли на это униженный человек?

Безусловный рефлекс подчинения силе приказа, легко трансформируется просто в рефлекс подчинения силе и обстоятельствам. Настоящий же воин следует не приказу, а долгу.

Что отсюда проистекает?

Очень крутой спецназовец может повести себя в экстремальной ситуации, как последний хлюпик. И, наоборот, тихий интеллигентный человек, лишенный всякого мышечного антуража, оказывается неожиданно твёрд и мобилен в бою.

 Но дело не в том – как меч у него остёр,

 а в том – как идёт с улыбкою на костёр,

                                    и как перед этим он произносит: - Да,

                                    горячий денёк – не правда ли, господа?

(Юрий Левитанский, «Иронический человек»)

 

Вырвите опытного бойца из привычного контекста, поставьте перед обыкновенным гражданским бюрократом в положение зависимости и посмотрите, что произойдёт. Драки не будет.

Водкой эту проблему не зальёшь.

Непонимание сути феномена «Я» приводит к тому, что военная психология легко перегибает палку и с водой выплёскивает ребёнка.

Преодоление пределов физических нагрузок конечно связано с обузданием «Я». Частота таких преодолений создаёт некий психический мускул, который крепнет от повторений и меняет ДНК характера. Для тех, кто понимает, преодолевшие легко узнаваемы в толпе. Это профессиональные спортсмены, артисты цирка, балета, и другие трудяги. Это сплошь хорошие люди, которые быстро различают чужих – тех, кто не знает Преодоления. Это сильные самостоятельные личности, трудно выживающие в житейской сумятице без настоящего дела. Они никогда не шли к финишу повзводно, они побеждали поодиночке в честном бою. И всё равно, чем они занимались, гимнастикой, лёгкой атлетикой или клоунадой – все они Единоборцы.

Спецназ – дело другое. Год или два непрестанного труда – не идёт ни в какое сравнение со всей жизнью Единоборца. Учебка - серьёзный экзамен, но более по специальности Приспособление. Это может, конечно, закалить характер, но может и разрушить его. Посмотрите, как гуляет русский десант в августе месяце. Даже по уголовному табелю о рангах – это простые бакланы. В одиночку они никто – хлюпики из спецназа. Перетерпеть, притереться, переждать, пережить – за это ордена не дают. За это дают нашивки.

Скотские условия казармы перемалывают человеческий материал. Или тебя истязают, или ты истязатель, или молча наблюдаешь со стороны. Учитывая эту конъюнктуру, сержанты и младшие офицеры «достают» избирательно – значит, кому как повезёт. Пройти всё это – не станешь единоборцем. А современная и будущая война – война самостоятельных, сильных людей – война Единоборцев.

После неоднократных командировок в Чечню многих моих знакомых, старших офицеров, сильно потянуло к бутылке, и не то, чтобы оттянуться в гараже с друзьями в конце недели, а так – квасить в одиночку во всё внеслужебное время. И виновата в этом больная на всю голову военная психология, включая её современных выкрестов, так называемых иррациональных психологов.

Что отличает Единоборца от хлюпика из спецназа?

Ровное, сосредоточенное, рабочее состояние, без-эмоциональность в экстремальных ситуациях. Уметь бить и держать удар – две стороны одной монеты. Судьба крутит эту монету изящными пальцами. Орёл или решка, пан или пропал – дело случая. Единоборец одинаково реагирует на обе стороны удачи. Падать и подниматься, активно действовать, когда сил уже нет, - в порядке вещей.

Что ведёт такого человека, чем он отличается от остальных?

Твёрдость характера?

Воля к победе?

Несгибаемое упорство?

Это всё – пустые слова.

Человек просто твёрд в умении концентрироваться, медитировать, сосредотачиваться, и употребляет это умение для пользы дела, для выполнения стоящей перед ним задачи.

Хотите, верьте, хотите, нет, но кроме этого нет никаких инструментов, чудес и особенностей.

 

САНЪЯМА

 

Что значит уметь концентрироваться на задаче?

Это значит – убрать из головы всё, что мешает её выполнению.

 

Концентрация – дело не разовое. Помехи сыпятся со всех сторон в ходе выполнения боевой операции – и физические, и психические, и внешние, и внутренние.

 

В атаку взвод не поднять,

но сверху, в радиосеть –

В атаку зовут, твою мать!

И Эрнст отвечает, - Есть!

 

Но взводик твой землю ест,

он доблестно недвижим.

Лейтенант Неизвестный, Эрнст

идёт наступать один.

(А.Вознесенский)

 

Приоритет долга выше всех приоритетов. Концентрация фильтрует все события, мысли и чувства с помощью одной мерки: а способствует ли данная вещь выполнению долга?

 

Медитация.

 

Я под утро в тесный окопчик лез,

И у самых моих бровей

Стояла трава, как могучий лес,

И как мамонт брёл муравей.

(Ю. Левитанский)

 

Объект медитации заполняет всё сознание, увеличиваясь до предела. Мы замечаем все его детали и стороны, улавливаем скрытую суть.

 

Сосредоточение.

 

Ты всё более перемещается в сторону наблюдаемого объекта, ментального или физического. И, вот, ты уже не знаешь, то ли ты – Чжуан Цзы, то ли ты – бабочка. На этом мы прощаемся с «Я» и выходим на околоземную орбиту. Пространство преломляется, время исчезает, секунда длится вечность, вечность становится мгновением. Мы не думаем, мы «схватываем» умом, мы не видим и не слышим – всё происходит прямо в нашей голове, минуя анализ и интерпретацию. Нет ощущения, что мы что-то делаем в этот момент. Есть ощущение, что кто-то видит, слышит и делает через нас.

 

Кого тот ангел победил,

тот правым, не гордясь собою,

выходит из любого боя

в сознанье и в расцвете сил.

Не станет он искать побед.

Он ждёт, чтоб высшее начало

его всё чаще побеждало,

чтобы расти ему в ответ.

(Р.М.Рильке, «Созерцание», авторизованный

перевод Б.Пастернака)

 

Сосредоточение потребляет информацию извне, и она (информация) обрабатывается далее Концентрацией, которая объединяет её, если надо (а для бойца это просто необходимо), с информацией о физическом состоянии тела. Очищенная от всего лишнего, информация поступает на уровень Медитации. Медитация (освобождённая Сосредоточением от дихотомии и полярности сознания, то есть от искажения реалий, присущего субъектно-объектным отношениям) беспристрастно обрабатывает, поступающую от Концентрации, информацию, генерируя адекватную ситуации реакцию на происходящее.

Итак, концентрация, медитация, сосредоточение – то, что в йоге называется санъямой – не последовательная работа сознания, как это могло бы показаться на первый взгляд, а единый взаимосвязанный и даже циклический процесс.

Что мешает санъяме? Вредные привычки.

 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Все женщины в брачных объявлениях хотят мужчину без вредных привычек. Вот и санъяма даётся тому, кто их не имеет.

Все болезни от кривой спины. А неправильная осанка – результат неправильного дыхания и зрения. Зрение, слух и мышление должны действовать как локаторы, а не как прожекторы. Иначе говоря, они должны быть расфокусированы. Привычка фокусироваться на деталях, планировать и отвлеченно рассуждать – самая вредная из всех. Мало того, что это непродуктивно – как бы мы не планировали даже ближайшее будущее, всё произойдёт совершенно иначе. Копаться же в прошлом, даже если это прошлое - одна минута назад – вообще не имеет смысла. Обдумывать детально происходящее – значит терять над ним контроль. Когда в голове работает компьютер, органы зрения и слуха сбоят, и дают неверную картинку. Мы реагируем на эту фата-моргану и попадаем впросак.

Очень вредно действовать по шаблону. Исходите из того, что противнику все ваши шаблоны хорошо известны. Нет абсолютно одинаковых ситуаций – трафарет вам не поможет.

Не старайтесь перехитрить противника. Неблагодарное это дело. Ваша спонтанность и непредсказуемость – вот, что приводит его в замешательство.

 

Руки и ноги полны знаний, голова пуста, как у новорождённого.

 

Это Полезная привычка №1, которая должна сместить на боевом посту все вредные.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Полезная привычка №2: правильное дыхание

 

В процессе длительных физических нагрузок появляется "второе", а иногда и третье дыхание.

Откуда берутся силы?

В результате усталости тело перестаёт поддерживать в напряжении незадействованные в текущем процессе группы мышц. Высвобождение энергии создаёт впечатление притока свежих сил.

А можно себя не мучить, и не напрягаться впустую?

Расслабленность и регуляцию мышц обеспечивает брюшное дыхание. Чтобы не затруднять вас ссылками, приведу здесь полностью главку о дыхании из моей книги "Как бить".

 

Как дышать?

 

Вдыхать и выдыхать – только через живот так, чтобы грудная клетка и плечи не поднимались в такт дыханию. То, что ниже грудной клетки, будет при этом образовывать шар. И этот шар вы должны постоянно гонять вперёд и вниз (вдох), назад до упора в позвоночник – выдох. Такой тип дыхания обеспечивает правильную регуляцию энергии, поступающей через дян-тянь, оптимальную центровку тела (центр тяжести в самом нижнем положении), релаксацию верхней части туловища и психорелаксацию.

Кстати, простая вещь, но не многие о ней слышали (или немногие соблюдают?): как завязывать пояс на кимоно? Мне когда-то сильно досталось за это. Некоторые думают, что пояс кимоно просто удерживает его на теле. Не без этого, конечно, иначе кимоно распахнётся. Но тут всё дело в том, как повязан пояс. Ни в коем случае не параллельно полу, а под углом, где-то, 30° по отношению к нему – в направлении вдоха-выдоха. Таким образом, поддерживается режим правильного дыхания.

Есть положения тела, которые устанавливают и контролируют правильное дыхание: «поза отдыха», «поза кухарки», «поза рыбака». У этих поз одно общее: в них трудно дышать неправильно.

 

Поза отдыха. Эта поза входила еще в комплекс регуляции дыхания гимнастики До-ин (впоследствии Ци-гун). Сядьте на пол, выпрямите и раздвиньте ноги; левую ногу оставьте выпрямленной, правую согните в колене; руки выпрямите, и разведите в стороны-назад; плечи при этом окажутся у вас где-то около ушей; положите на них голову и отдыхайте.

 

Поза кухарки. Все кухарки мира, не сговариваясь, снимают напряжение, упираясь руками в поясницу.

 

Поза рыбака. В этой позе хорошие люди медитируют на берегу реки. Я вырос на Дону, там и встречал таких людей.

 

Правильное дыхание: упражнения для рук.

 

Упражнение 1. Одновременное вращение прямых рук в разных направлениях.

Упражнение 2. Руки выпрямлены «по швам» и быстро поднимаются вверх-вниз с утяжелителями и без них до усталости (усталость снимает напряжение «лишних» мышц).

Упражнение 3. Одновременное вращение прямых рук в перпендикулярных плоскостях (параллельно и перпендикулярно туловищу):

 

1. рука, вращающаяся в вертикальной плоскости, – бьёт сверху по голове дном кулака или же

 

2. снизу - в пах местом, которое на японском называется хайто, а на русском никак не называется; в это время рука, вращающаяся параллельно туловищу, блокирует.

 

Можно ещё одну руку вращать перпендикулярно туловищу на предельной скорости, в то время как вторая наносит удар-кинжал (ое-цки).

 

Правильное дыхание: упражнение для ног.

 

Принять низкую стойку «ноги на уровне плеч» и отрабатывать передвижение в позе «лука и стрелы» (зен-кутцу) вверх и вниз по лестнице или по наклонной поверхности до третьей усталости. В передвижении полезно непрерывно или время от времени наносить удары ногами на верхний уровень (прямые, боковые, круговые и их комбинации.

 

Правильное дыхание: упражнения для рук и ног.

 

Отрабатывайте прямой удар ноги

 

1. под управлением прямых рук, вращающихся в одну сторону (вперёд или назад)

2. под управлением прямых рук, вращающихся в разные стороны

3. под управлением прямых рук, движущихся непрерывно параллельно земле назад (ладони вниз) и вперёд (ладони вверх).

 

Практиковать дыхание животом надо в течение всей жизнедеятельности. Создайте себе привычку контролировать правильное дыхание в «контрольных точках»: садясь, например, за руль, выходя из машины, при входе (выходе) из помещения, на перекрёстке перед переходом дороги и т.д.

Не ходите на прямых ногах!

 

Добавлю к приведенной выдержке из книги еще одно упражнение.

Надо найти крутую горку и сначала просто бегать вверх-вниз, пока всё, что не надо для этого не расслабится. Если вы не расслабитесь, то спуск (а точнее, кусты, камни, коряги и ямы) накажет вас больно. Нечего себя жалеть – катайтесь в своё удовольствие сверху-вниз. Станьте ближе к земле, обтекайте препятствия. Глядишь, и задышите легче и свободнее.

 

Дышите правильно, и будете здоровы!

 

 

Полезная привычка №3: правильное зрение

 

Приведу цитату из книги "Как бить"

 

Как смотреть?

 

Смотреть надо, как мы выяснили ранее, в переносицу, транслируя ощущение своего физического и морального превосходства. Если противников более одного, можно транслировать то же самое в пространство между ними на уровне их голов или выше так, чтобы не терять из виду ни одного из них. Следить за перемещениями противников надо, не меняя фокус, то есть, используя периферийное зрение. Нельзя смотреть в глаза, смотреть вниз, перебегать глазами с одного противника на другого.

Периферийное, расфокусированное зрение можно тренировать во время бега и ходьбы пешком, ведения автомобиля, во время еды и физических упражнений.

Трансляцию ощущения физического и морального превосходства, спокойствия и уверенности в себе можно отрабатывать во время всех служебных и личных разговоров.

 

Продолжу сказанное в книге дополнительным комплексом упражнений.


Упражнение 1.

 

Вооружитесь, например, блоком крылом (см. "Как бить") против ударов рук. Пусть противников будет трое и пусть они стоят прямо перед вами, справа и слева, и двигаются только по направлению к вам с ударами рук. Пусть они бьют в произвольном порядке, не сговариваясь, и пусть они бьют по-настоящему.

Когда пропустите пару ударов, зрение расфокусируется само собой.

 

Упражнение 2. Те же трое из того же положения наносят одиночные удары руками и ногами. Ваше вооружение – тот же блок крылом.

 

Упражнение 3. Те же трое из того же положения наносят серии рук и ног. Ваше вооружение – тот же блок крылом.

 

Упражнение 4. Те же трое наносят произвольные серии рук и ног, перемещаясь около вас. Ваше вооружение – тот же блок крылом.

 

Упражнение 5. Всё остаётся как в предыдущем упражнении, только у одного из противника нож, которым он наносит простые прямые удары.

 

Примечание. Если противники бьют одновременно, вы должны обслуживать крайнего из них так, чтобы все нападающие были по одну сторону от вас.

 

Полезная привычка №4: Скорость удара

Если вы дышите, как положено, и ваше зрение расфокусировано, вы можете использовать это для увеличения скорости удара.

Правильное дыхание способствует релаксации туловища, а это залог не только повышенной мобильности передвижения, но и скорости удара, так как рука (нога) до и после удара должна быть расслаблена. Правильное зрение не искажает картинку, и вы успеваете заметить самое начало подготовки, направленного против вас действия – значит, ваша реакция последует незамедлительно и будет справедливой, стремительной и адекватной угрозе.

Упражнение 1.

Партнёр держит открытую ладонь вертикально сбоку от себя. Ваша задача – ударить по ладони. Задача партнёра – убирать ладонь вниз или вверх. Он отрабатывает периферийное зрение (он должен заметить самое начало вашего удара). Вы отрабатываете скорость.

Это очень важное упражнение. Добейтесь точного попадания в исчезающую ладонь. Это не так-то просто. Но если вы не возьмёте этот барьер, не рассчитывайте попасть в противника, который искусно смещаясь в разные стороны, ныряя и лавируя, атакует вас непрерывными сериями.

Упражнение 2.

Сначала сделайте себе тренажер. Ингредиенты: пригоршня опилок, кусок тряпки, нитки, резинка от трусов (50 см), проволока диаметром 2-3 см и изолента. Сделайте мячик диаметром 5 см. Сшейте края материи так, чтобы опилки не высыпались. Поместите мячик в сеточку из ниток, чтобы от выглядел, как маленький земной шар. Подвесьте его на резинку. Обтяните его изолентой, только не туго. Натяните проволоку на уровне 20 см над головой между деревьями или в помещении, если потолки позволяют (от проволоки до потолка должно быть 1.5-2 м). Дальше - ничего особенного - бейте по мячику. Надо попадать подряд 50-100 раз. Время от времени затужите изоляционную блокаду мячика и меняйте резинку на более прочную и упругую. Мячик вас научит бить быстро, точно и технически правильно.

Упражнение 3.

Ваш партнёр надевает маску для армейского рукопашного боя (с железной решеткой) и ожидает вашу атаку, вооруженный ножом. Вы наносите различные удары руками (одиночные и серии). Он режет ваши руки. Нож для начала резиновый, затем деревянный, потом металлический незаточенный. Вы стараетесь успеть нанести удар в голову и уберечь руку от удара ножа.

Упражнение 4.

Партнёр держит в каждой руке по ножу и наносит непрерывные серии ударов обеими руками (прямые, боковые, сверху, снизу). Ваши действия: вы фехтуете одной рукой, парируя удары и стараясь опередить очередной удар атакой в голову противника. Нож для начала резиновый, затем деревянный, потом металлический не заточенный. Упражнение останавливается при первом же пропущенном (вами или противником) ударе.

Рекомендация: стойте на одной ноге и контролируйте дыхание животом, прямую спину и периферийное зрение. На расслабленную ногу переносится вес, только для обеспечения вашей атаки.

 

Полезная привычка №5: Выход навстречу удара

Против лома нет приёма, если нет другого лома. Ваш «лом» это выход навстречу удара. Начните с палки.

Упражнение 1.

Противник бьёт вас палкой или бокеном. Ваши действия: во время его взмаха на удар резко сокращать дистанцию быстрым шагом, выпадом или прыжком, прорываясь, тем самым, из зоны удара палкой в зону поражения противника ударами рук; прорвавшись, бьёте или толкаете. По мере выполнения упражнения противник постепенно ускоряется и переходит к обманам, делая удар всё более неожиданным.

Упражнение 2.

Противник бьёт вас ногами. Сначала круговыми ударами, затем прямыми, затем произвольно. Ваши действия: во время удара резко сокращать дистанцию быстрым шагом, выпадом или прыжком, с поворотом на 90°, прорываясь, тем самым, из зоны удара в зону поражения противника ударами рук; прорвавшись, бьёте или толкаете.

Упражнение 3.

Противник бьёт вас руками. Сначала круговыми ударами, затем прямыми, затем произвольно. Ваши действия: во время удара резко сокращать дистанцию быстрым шагом, выпадом или прыжком, с поворотом на 90°, прорываясь, тем самым, из зоны удара на короткую дистанцию; прорвавшись, бьёте или толкаете.

Замечание к упражнениям 1ч3: эти упражнения будут иметь практическую убойную ценность, если по время выхода готовить свой удар, то есть во время шага навстресу, прыжка или выпада вы делаете взмах на удар, отводя руку назад, вверх или вбок.

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Концентрация – это процесс устранения (дистанцирования от, пресечения влияния) всех факторов, не способствующих или мешающих выполнению данной работы.

О какой работе идет речь в контексте рукопашного боя или ведения боевой операции?

Поражение, ликвидация угрозы, уничтожение противника?

Нет. Это не работа, а результат. Это – следствие, искомое, итоговое состояние.

Наша работа – одно из пяти:

 

1 подавление активности неприятеля

2 использование активности противника для его подавления

3 навязывание противнику определённых действий или линии поведения

4 полное отсутствие планируемой активности или

5 комбинация перечисленных работ.

Ничего другого военная наука не выдумала за всю историю войн.

Так что же мешает выполнению этих работ?

 

Планирование и прочие глупости

 

Планирование и обдумывание своих или ответных действий противника во время выполнения боевой операции искажает восприятие текущего момента и может привести к неадекватной реакции, включая отсутствие реакции. Противник, как правило, не ждёт, пока мы всё обдумаем, – он атакует. И в силу того, что наша голова была в этот момент занята, мы можем пропустить начало его атаки, не заметить или неадекватно оценить её. Результат – наше поражение или, в лучшем случае, более невыгодное для нас положение чем то, в котором мы были заняты планированием действий. Но не только планирование нам мешает адекватно воспринимать текущую ситуацию. Любая посторонняя мысль, ощущение, эмоция или, иначе говоря, любое неконтролируемое смещение фокуса внимания в сторону от выполняемой работы - недопустимо. Именно этим и занимается концентрация – удержанием фокуса внимания на текущем действии.

Как проверить и/или установить необходимый уровень концентрации?

Я бы сказал, что это очень просто, если бы это не было так тяжело.

 

Отработка концентрации.

 

Базисный принцип отработки концентрации – неукоснительное выполнение поставленной учебной задачи во время поединка.

Со стороны хорошо видно, как поначалу боец старается выполнять указание, но вскоре сбивается на неуправляемую реакцию. Начинать надо с несложного технического действия, не связанного с прямой атакой, имеющего в своей основе защитную функцию. В случае успеха – постепенно переходить от активной обороны к атаке.

Достаточным уровнем концентрации можно считать способность бойца выполнять любую произвольную задачу.

 

Уровень 1 (активная защита): ограничить в свободном бою диапазон возможных реакций на активность противника выполнением одного и того же технического действия.

 

Пример 1.

 

Реагировать на любую атаку противника уходом в сторону или назад с контратакой.

 

Примечание: контратаку производить до реакции противника на ваше передвижение.

 

Пример 2.

 

Реагировать на любую атаку противника опережающим ударом в ту область тела противника, которая становится уязвимой во время его удара.

Я предлагаю вооружиться для этой цели прямым ударом (тем, что в карате называется цки – удар-кинжал).

 

Примечание: удар цки – результат хода локтя назад-вперёд и соответствующего наступательного передвижения. Ясно, что для опережения наш цки должен наноситься со скоростью, превышающей скорость удара и перемещения противника. Правильное дыхание обеспечивает преимущество скорости.

 

Пример 3.

Реагировать на любую атаку противника ударом по бьющей конечности (совет Мацумуры).

 

Примечание: сначала работайте одной рукой, потом обеими руками. Локти ваши при этом ходят, как поршни. Результат должен быть такой, что противнику не остаётся чем бить.

 

Пример 4.

 

Реагировать на любую атаку противника ударом по бьющей конечности с одновременной контратакой второй рукой.

 

Примечание: одновременность контратаки обеспечивается отводом второй руки на взмах во время удара по бьющей конечности первой рукой.

 

Пример 5.

 

Реагировать на любую атаку противника блокирующим ударом запястья (одной стороной запястья по бьющей конечности, другой – по уязвимому месту тела противника).

Как это делается?

В зависимости от положения нашей руки во время атаки противника, мы наносим удар по его бьющей конечности той или иной стороной запястья. Это движение используется как взмах для удара другой стороной запястья.

 

Примечание: время контакта стремится к нулю, рука между ударами расслаблена.

 

Примечание: хороший тон при выполнении этого упражнения – успевать делать взмах прямой рукой во время удара противника.

 

Уровень 2 (атака и активная защита): ограничить в свободном бою диапазон возможных атак и реакций на активность противника выполнением одного и того же технического действия.

 

Пример 1.

 

Выход навстречу удара или в атаку с ударом локтём сверху.

Как это делается?

Удар локтём сверху – это четыре в одном стакане:

 

1 быстрый шаг или прыжок вперёд, или прыжок вперёд-вверх, сокращающий дистанцию до минимума;

2 во время сокращения дистанции одна рука идёт вверх до отказа с полным поворотом ладони в сторону от головы;

3 во время сокращения дистанции одновременно с поднятием руки туловище разворачивается на 90°;

4 удар.

 

Примечание: удар локтём сверху в голову, шею или в грудь противника (в зависимости от ситуации во время приземления) следует сразу за переносом всего веса на переднюю ногу. Если во время сокращения дистанции противник встречает нас ударом, наш взведённый локоть опускается на его бьющую конечность.

 

Примечание: если нас встречают ударом ноги, то для нанесения удара локтём мы ни в коем случае не наклоняемся к ноге, а сгибаем опорную ногу в колене, сохраняя спину прямой.

 

Примечание: если встречный удар – рукой, мы можем и не бить по руке локтём, а погасить атаку противника, загоняя его руку в «подмышку». В любом случае, уход локтя вниз при блокировании используется как взмах для последующего удара. При этом, если мы бьём в голову, рука идёт по букве «г», то есть локоть выводится из нижнего положения вертикально вверх до уровня подбородка или виска противника и под прямым углом направляется дальше в голову.

 

Пример 2.

 

Раскоординация рук с закреплением за одной рукой функции защиты, а за другой – атаки.

Ясное дело в чём «фишка». «Фишка» в том, что скорость одной руки (той, что защищает) зависит от скорости ударов противника. Скорость же второй руки ничем не ограничена, и она активно действует во время блокирования или «связывания» ударов противника «защитной» рукой.

 

Примечание: «защитная» рука посылается расслабленной между рук противника или в направлении снаружи-вовнутрь. Если дистанция позволяет противнику атаковать ногами, «защитная» рука посылается в направлении центра его тела с тем, чтобы занять положение одинаково удобное для защиты и от рук, и от ног.

 

Примечание: «ударная» рука отводится назад с максимальной скоростью для нанесения удара во время движения «защитной» рукой вперёд.

 

Примечание: обе руки производят в атаке множественные действия. «Защитная» рука «связывает» или блокирует руки противника, не давая им атаковать или делая атаку не эффективной. В это время «ударная» рука непрерывно наносит удары на поражение.

 

Пример 3.

 

Непрерывная атакующая серия прямых ударов ногами и руками.

 

Примечание: ноги бьют на нижний уровень (голень, колено, пах), руки – на верхний. Если после удара ногой противник атакует руками, то наша рука вместо удара производит блокирующий удар (см. описание блокирующего удара в книге «Как бить»). Серию «нога-рука» одной половиной тела сменяет такая же серия другой половиной тела. И так до полной победы.

 

Примечание: наш удар ногой может быть опережен таким же встречным. В этом случае наша нога вместо удара блокирует ногу противника голенью, и, в зависимости от того какой ногой ударил противник, наносит после этого удар в пах или принимает вес сбоку от противника для обеспечения атаки рукой. если встречный удар ногой противник наносит на средний или верхний уровень, наша нога бьёт его в пах.

 

Реакция на внешние раздражители.

 

Достигнутый уровень концентрации можно тестировать и по реакции бойца на внешние раздражители. Она проявляется в смене темпа атаки, в изменении фокуса зрения, в ослаблении силы удара, в ослаблении и неточности защитных действий. Ничего этого не должно наблюдаться при качественной концентрации.

 

Пример 1.

 

Вполне в духе военной психологии пытаемся отвлечь бойца внезапными воплями и различными криками негативного содержания по поводу его техники и/или просто оскорблениями в его адрес.

 

Примечание: боец не должен реагировать на эти выступления. Они не должны сказываться на четкости выполнения поставленной задачи.

 

Пример 2.

 

Во время ведения поединка боец вызывается на разговор (он предупреждён заранее, что должен отвечать на вопросы).

 

Примечание: судим о внутреннем состоянии по голосу тестируемого и по качеству исполнения поставленной задачи. На выполнении задачи разговор не должен сказываться никак. Голос бойца должен быть эмоционально нейтрален, ровен, спокоен и совмещен с ритмом дыхания.

 

Утвердившись в концентрации, переходим на следующий уровень.

 

МЕДИТАЦИЯ

 

Медитация – это ничем непрерываемый (благодаря концентрации) процесс регистрации всех деталей поведения противника. Удар или защитное действие должно быть распознано в самом начале. Непосредственное восприятие смысла перемещения противника (для нанесения удара или для занятия более выгодной позиции), позволяет реагировать на него до его окончания. Со стороны это ясно видно и обычно классифицируется наблюдателями в оценке «хорошая» у бойца реакция или «плохая». На самом деле, такого свойства, как «реакция», у человека нет ни врожденного, ни благоприобретённого, а есть восстановленная способность к непосредственному восприятию окружающей действительности, с которой мы все появляемся на свет.

Качество медитации легко можно проверить в реагировании на самое начало движения противника или точно на его окончание.

 

Упражнение 1.

 

Вернёмся к Упражнению 1 из главы «Полезная привычка №4». Чтобы убрать руку от удара, мы должны заметить его начальную фазу около плеча. Поработав против удара одной рукой, усиливаем упражнение: держим две ладони для удара. Мы не знаем по какой из них (и, соответственно, какой рукой) будет наноситься удар. Держа противника в поле расфокусированного зрения, мы обязаны заметить начальную фазу удара и убрать руку.

 

Упражнение 2.

 

Противник делает шаг навстречу для нанесения удара. Мы подсекаем переднюю ногу в момент переноса на неё веса.

Результат хорошо виден со стороны: противник выведен из равновесия или упал.

 

Примечание: нога противника подсекается на уровне щиколотки нашей, развёрнутой к ней стопой. Хороший тон исполнения упражнения – успевать делать ногой взмах в сторону перед подсеканием.

 

Упражнение 3.

 

Противник наносит рукой или ногой круговой удар в голову. В последний момент мы «снимаем» удар у самого лица движением руки снаружи-вовнутрь.

 

Примечание.

 

Когда человек бьёт, он сознательно выводит себя из равновесия, перенося большую часть веса в точку контакта. Ему в этом стоит помочь, и делать это эффективней всего в конечной фаза удара, но и наиболее опасно. Достаточно небольшого усилия руки или ноги в направлении снаружи-вовнутрь, чтобы противник был выведен из равновесия. Особая глубина медитации необходима для обслуживания конечной фазы кругового удара.

Мы вписываем свою руку в траекторию кругового удара противника в последний момент у самого лица, изменяя её, и придавая её дополнительное ускорение. При этом допустимо чуть (на полголовы, но не более) отвести голову назад или отклонить всё туловище так, чтобы совсем обезопасить себя от возможного контакта.

 

Упражнение 4 (опережающая атака).

 

Задание на ведение поединка: реагировать на любую атаку противника только её опережающим ударом.

 

Примечание.

 

Если нас бьют ногой, мы должны проскочить с атакой мимо неё. И такая же реакция на круговой удар руки по большой траектории. От прямого удара или от боксёрского кругового выполнять контратаку со смещением с линии атаки или применять блокирующий удар. Здесь под блокирующим ударом я имею в виду удар, траектория которого «гасит» или отклоняет удар противника.

 

Утвердившись в концентрации и в медитации, переходим к сосредоточению.

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

 

Сосредоточение – это закономерный результат качественной концентрации и медитации, который проявляется в том, что регистрируются не только и не столько детали поведения противника, но стоящие за ним намерения и текущее состояние его психики. Состояние противника ощущается настолько ясно, что уже не воспринимается как чужое, и становится содержимым собственного сознания. Будучи своим оно, как своё, подлежит уничтожению в качестве феномена, мешающего выполнению работы. И вот здесь мы видим, что сосредоточение действует, как концентрация.

Круг, как бы, замкнулся.

Поэтому концентрация, медитация и сосредоточение органически едины, как мы уже и отмечали ранее. Они являются одним инструментом управления информационно-энергетическим пространством (т.е. санъямой).

 

Таким образом, санъяма управляет военными действиями начиная не с физического, а с ментального уровня, регистрируя и подавляя мотивацию противника.

 

Лучше всего пронаблюдать уровень сосредоточения, если боец выполняет задание работать при полном отсутствии планируемой активности.

Что при этом находится у него в голове?

Не планируя свои действия, мы также не планируем и чужие. В результате наше рабочее состояние – полная неопределённость – то, что в Китае называется Уцзы (Беспредельное). Мы ничего не знаем и не думаем о себе, и то же самое о своём окружении, включая неприятеля. Это состояние – исходное для восприятия противника, как на физическом, так и на ментальном уровне.

В состоянии Уцзы наше физическое тело, как бы не существует или, точнее говоря, является послушным дополнением нашего дян-таня. Пустота неопределённости нашего сознания, как чёрная дыра, затягивает определённость противника и наполняется ею (Сосредоточение). Одновременно (Концентрация + Медитация) рождается и понимание того, как на неё реагировать. Оно (это понимание) не регистрируется, а схватывается умом, и выражается в ответных действиях, упреждающих или опережающих действия противника.

Вот это свободное, лёгкое, толковое, точное и даже, я бы сказал, неторопливое опережение или упреждение и свидетельствует о наличии саньямы.

Саньяма, управляющая активным стилем ведения поединка, почти неуловима для стороннего наблюдателя.

Санъяма, порождающая нашу активность из полного недеяния, очевидна. В этом состоянии она действует автономно через подсознание, предоставив базовому сознанию сканирование ситуации. Поглощение исходной информации – это функция Сосредоточения.

Поэтому я и предлагаю тестировать наличие и крепость санъямы из состояния Уцзы, которое есть ни что иное, как обнаженное осознавание (Випассана, классический буддизм), схватывание умом (дзен-буддизм) или сосредоточение (оно же самадхи – классическая йога Патанджали).

Из состояния Уцзы мы необязательно атакуем. Мы вообще никуда не спешим. Мы можем перемещаться произвольным образом, причём траектория перемещения неожижанна не только для противника, но и для нас самих.

Как клюнувшую рыбу «водит» и подсекает опытный рыболов, так и мы «водим» за собой противника и неожиданно бьём. Неожиданно, опять-таки, не только для него, но и для себя лично. Иначе и быть не может. Реализация продуманных действий не имеет ничего общего с саньямой.

 

Противник «клюёт» на наше Уцзы, мы его «водим», «водим» и подсекаем (бьём).

 

Китайские источники немного говорят об Уцзы. И это понятно, так как Беспредельное не относится к области вербально представимого знания. Обычно с ним связывают стойку «руки по швам, ноги – на ширине плеч». Эта стойка ничего не выражает и не добавляет понимания непосвященному.

А если бы она выражала что-нибудь, она бы не была стойкой Уцзы.

Описанное выше поведение в Уцзы, выполняемое из этой стойки, легко накладывается на поведение сильно выпившего человека. Так и ведите себя, как ведёт себя пьяный – непредсказуемо смещая центр тяжести в направлении противника, вокруг и в сторону от него, воспринимая его удары, как желанную опору или как непредвиденное препятствие.

По сути дела, работа санъямы из состояния Уцзы заключается в энергетической поляризации ситуации таким образом, что единственным и логичным её завершением является удар по противнику, как разряд. Удар в этом состоянии ощущается, как озарение, просветление - то, что в Японии известно, как сатори.

Заметим, что мы рассмотрели обслуживание санъямой одной из работ перечисленных в главе «КОНЦЕНТРАЦИЯ». Если мы направим санъяму на выполнение других работ из этого списка, то получим полную инструкцию эксплуатации санъямы, как инструмента ведения рукопашного боя, но это не предусмотрено настоящим пособием.

Опыт саньямы выводит человека из подчинения его «животному», социальному, искусственному, иллюзорному, ограниченному рамками личного опыта и возможностями физического тела «Я».

Военная психология стремится просто перестроить это «Я» по уставному образцу. Другими словами, она создаёт новую зависимость там, где требуется освобождение от всех зависимостей.

Воин, вооруженный саньямой, направленной на выполнение боевой задачи - то, что требуется для ведения современных военных действий.

Санъяма, отработанная в рукопашном бою, отрабатывается далее в полевых условиях. Изложение соответствующей методики также не является предметом настоящего очерка о санъяме.

Вместо этого я предлагаю инструктивный материал о практической реализации санъямы в приложении «Уцзы для начинающих».

 

В заключение, разберёмся: в чём разница между бойцом, вооруженным санъямой, и военнослужащим, действующим по принуждению из страха перед наказанием или, лучше сказать, управляемым условным рефлексом подчинения?

Санъяма, ясное дело, - это оружие сверхчеловека в том смысле, что человек с санъямой преодолел притяжение земных, бытовых, животных и физических ограничений. Саньяма употребляет физическое тело человека, как оружие.

Условный же рефлекс подчинения всё время конкурирует с другими рефлексами. Против него постоянно борется, всем родной инстинкт самосохранения.

Что одержит верх в боевой ситуации?

Вот и выходит, что воину, вооруженному рефлексом подчинения, даже обросшему мускулатурой и занимающему дверной проём, никогда не дотянуться до уровня простого человека с саньямой.

Кто же он такой, зависящий, как доска в заборе, от крепости других досок?

Хлюпик из спецназа.