Стандартная 200-метровая полоса препятствий (рис. 128) и учебные площадки (рис.129) оборудуются согласно Наставлению по физической подготовке Советской Армии и Военно-морских сил и Руководству по строительству и оборудованию спортивных сооружений в воинских частях, учреждениях и учебных заведениях Советской Армии.

Рис. 128.

200-метровая полоса препятствий.
Пояснения к схеме полосы препятствий:

  1. - траншея на исходном рубеже; глубина рва траншеи 1,3 м;
  2. - ограничитель для переползания - гладкая проволока, натянутая на высоте 0,4 м от земли; промежутки между нитями проволоки не более 0,5 м;
  3. - бревно длиной 6 м, установленное на высоте 1,3 м. от земли;
  4. - палисад высотой 0,8 м;
  5. - забор высотой 2 м;
  6. - три поперечные нити проволоки (или жерди), натянутые на высоте 0,5; 0,6 и 0,5 м от земли и на расстоянии 2,5 м одна от другой;
  7. -траншея; глубина рва 1,3 м, ширина поверху 1 м;
  8. - стенка высотой 1,1 м с двумя отверстиями размером 0,5Х0,4 м каждое;
  9. -фасад дома с окнами; размер окон 1х1,5 м; ширина подоконников 10-15 см; на высоте подоконника нижнего окна укреплен карниз, выступающий на 3-5 см; в правой половине фасада на высоте 0,5 м от земли - две опоры для съемной перекладины;
  10. -канава шириной 2 м, глубиной 0,5 м, за ней площадка с передвижными чучелами;
  11. -канава (обозначенная) шириной 2 м;
  12. -цель для метания гранат - три концентрических круга радиусами 1, 2 и 3 ж;
  13. -цель для метания гранат-"окно" размером 1х1,5 м установленное на высоте 1,5 м от земли;
  14. -цель для метания гранат-"траншея" площадью 3х1 м (дополнительная для тренировки);
  15. -цели для метания противотанковых гранат (болванок) - прямоугольники 2х1 м, установленные на высоте 1 м от земли;
  16. -цель для метания гранат- "окно" (дополнительная для тренировки);
  17. -траншея на конечном рубеже; глубина рва траншеи в средней части 1,5 м, по краям-2 м; ширина рва поверху 1 м.

Для более успешного проведения обучения и тренировки, кроме стационарных препятствий, входящих в 200-метровую полосу, желательно иметь переносные препятствия - забор, бревно, палисад, частокол, изгородь, плетень с отверстиями для пролезания и ограничители траншеи (рис. 130), а также дополнять полосу передвижными чучелами и окнами-мишенями для метания гранат.
Расставляя в различном порядке эти переносные препятствия, чучела и окна-мишени между стационарными вкопанными препятствиями полосы, можно легко разнообразить обстановку и этим создавать различную последовательность в преодолении препятствий, повышать плотность занятий и в большей мере приближать условия тренировки к условиям боевой действительности.
Наряду с этим, обучение преодолению препятствий, гранатометанию и рукопашному бою необходимо периодически проводить и в полевых условиях, с наличием большого количества естественных препятствий и инженерных заграждений.
Кроме полосы препятствий и специально оборудованных учебных площадок, занятия по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою могут проводиться также и на любой площадке, которая оборудуется переносными препятствиями, чучелами и мишенями, необходимыми для данного занятия. Это возможно в том случае, когда но содержанию занятия не требуется неподвижных препятствий, входящих в 200-метровую полосу, или часть таких препятствий имеется на площадке.
В зависимости от местных условий, при наличии соответствующей возможности, целесообразно оборудовать на местности ряд дополнительных препятствий, кроме входящих в 200-метровую полосу, позволяющих отрабатывать навыки в преодолении различных препятствий как полевого типа, так и характерных для населенного пункта. Целесообразно использовать при этом имеющиеся на местности препятствия - овраги, канавы, ямы, деревья, разрушенные строения и т. п. Могут оборудоваться как отдельно расположенные препятствия, так и группы препятствий, объединенных в учебно-тренировочные городки. Виды препятствий, их количество, взаимное расположение и удаление целиком зависят от местных условий. Группа препятствий может быть расположена на одной линии, на всей площади городка в виде восьмерки, сжатого круга или подковы, параллельных полос с соединительными переходами и т. д.

Рис. 130. Переносные препятствия.

Л) двухметровый забор; Б) бревно; В) палисад: Г) частокол; Д) изгородь; Е) плетень с пролазами; Ж) ограничители траншеи (бортики),

Ниже приводится примерный учебно-тренировочный городок, оборудованный большим количеством препятствий (рис. 131).

Рис. 131. Примерный учебно-тренировочный городок.

1. Траншея с ходами сообщения и ячейками.
2. Воронки разной величины на участке длиною 10 м.
3. Проволочный забор (усиленный).
4. Участок глубокого песка и болота с кочками или пнями. Длина участка - 20 м.
5. Противотанковый ров глубиной 2,5 м с земляным валом за ним высотой 1,5 м (преодолевается спрыгиванием в ров и вылезанием из него с помощью товарища или самостоятельно по канату, конец которого находится на высоте 2,0-2,25 м от дна рва).
6. 3авал из деревьев, оплетенных гладкой проволокой. Длина участка - 10 м.
7. Канава с водой шириной 4 м и глубиной до 1 м (преодолевается прыжком при помощи каната или шеста, подвешенного над канавой на бревне).
8. Ограда треугольной формы длиной 3 м и высотой 1,5 м с отверстиями для пролезания на различной высоте.
9. Учебный ров глубиной от 2 до 6 ж (преодолевается передвижением по бревну или различными способами спрыгивания и вылезания из него).
10. Участок проволоки (для переползания под ней) длиной 20 м, натянутой на высоте 0,4 м.
11. Учебное минное поле на участке длиною 10 м.
12. Проволочно е заграждение в три кола.
13. Малозаметные препятствия (силки и спотыкачи) на участке длиною 10 м.
14. Дзоты с амбразурами различных размеров (преодолеваются обеганием с предварительным забрасыванием их гранатами).
15. Траншея с ходами сообщения и чучелами.
16. Надолбы и к о л ь я, расставленные на участке длиной 10 м.
17. Горка из кирпичных развалин высотой до 2 м.
18. Деревянная стенка высотой до 5 м с пазами, железными скобами или крючками и приставленной к ней наклонной доской (преодолевается перелезанием с использованием имеющихся приспособлений).
19. Баррикады из подручных материалов, ежей и рогаток.
20. Наклонные деревянные лестницы высотой до 2,5 м со ступеньками разной ширины (преодолеваются взбеганием на лестницу и сбеганием с нее).
21. Забор высотой 2,5 м.
22. Бревно высотой 3 м с площадками для спрыгивания (преодолевается взлезанием по ступенькам на него с последующим пробеганием и спрыгиванием с бревна на площадки, а с них на землю).
23. Горизонтальный канат длиной 6 м, натянутый на деревьях на высоте 3,5 м (преодолевается влезанием на дерево с последующим перелезанием по канату с помощью рук и ног).
24. Труба-туннель длиной 10 м, высотой 0,8 м (преодолевается пролезанием).
25. Горизонтальная лестница длиной 6 м, укрепленная на деревьях на высоте 3 м (преодолевается влезанием на дерево и перелезанием по лестнице на руках).
26. К аменная стена с отверстиями для пролезания на разной высоте (преодолевается перелезанием через стену или пролезанием в отверстия).
27. Горизонтальные и наклонные качающиеся бревна и доски высотой от 1 до 2,5 м (преодолеваются передвижением по ним с перепрыгиванием с одного на другое).
28. Наклонная платформа высотой от 2,5 до 3,5 м с отверстиями для спрыгивания (преодолевается влезанием по приставленной штурмовой лестнице и спрыгиванием в канаву с опилками и песком).
29. Спирали проволоки (преодолеваются по штурмовым лестницам и доскам, набрасываемым на спирали).
30. Учебное строение (берется штурмом с предварительным забрасыванием гранатами и с поражением находящихся в строении чучел и мишеней).

Рельеф местности городка, по возможности, должен быть пересеченным.
Чучела для поражения штыком и прикладом и цели для метания гранат и стрельбы учебным патроном размещаются у различных препятствий. Так, в приведенном примерном городке чучела могут быть установлены у препятствий (или в препятствиях) 6, 14, 15, 19, 30, цели для метания гранат и стрельбы - у препятствий 14, 15, 19, 26, 30.
Направление движения может быть различно и в значительной мере определяется расположением препятствий. Более простые городки с небольшим количеством препятствий преодолеваются в одном-двух направлениях, на городках же с большим количеством препятствий можно применять самые разнообразные варианты. Так, в приведенном примере движение совершается зигзагообразно с возвращением к исходному положению.
Исходя из местных условий, возможно оборудовать различные другие препятствия.