"Стремясь к тому, чтобы на Отечество никогда и никем не было бы унижено, и чтобы имя русского всегда стояло "честно и грозно", мы должны пожелать, чтобы всегда у нас была сильная армия, и чтобы граждане были проникнуты чувством патриотизма, а потому и любили свое войско, со всеми его достоинствами, которые неоспоримы, и со всеми его недостатками, которые исправимы"

Основные идеи

Почти манифест

Дальнейшее отсутствие в России национальной государственной идеологии приведет к окончательному поражению страны, как в экономическом...

Подробнее...

"Люблю поединки только на холодном оружии..."

беседовал Сергей Перевезенцев - Своему сочинению "Рождение танковой нации", которое мы публикуем в этом номере журнала...

Подробнее...

Понимание русскости

Единый процесс духовного развития народа России называется Русской Идеей. Не стоит придавать этому термину националистическую окраску, это уведет от его истинного содержания. Действительно, основную массу населения-носителя этого процесса всегда составляли русские...

Подробнее...

Советы ротмистра Кульчицкого

Труд ротмистра В.М. Кульчицкого "Советы молодому офицеру" только за года с 1915 по 1917-й выдержал...

Подробнее...

Офицерская памятка

Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней...

Подробнее...

Аналитика

Частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке и других регионах мира

В современных международных миротворческих операциях частные военные компании(PMC-private military companies) являются равноправным правовым ...

Подробнее...

Теоретические основы информационного воздействия как процесса управления сложными системами

Управление в сложных системах, которыми являются крупные общности людей и техники, отличается от традиционного представления...

Подробнее...

Записка по обстановке в Южной Осетии

Данная докладная записка была  подготовлена  автором для доклада высокопостевленным чиновникам МО, ФСБ и СВР в мае 2006 года, но уперлась в "ватную стену". Публикуется без изменений военно-политической обстановки в Кавказском регионе...

Подробнее...

Война в Сомали - история и современность

«Война в Сомали - история и современность» Валецкий Олег Витальевич Государство Сомали создано в 1960 году путем объединения бывших колоний британского и итальянского Сомали. Населена этнической группой сомалийцев, говорящих на сомалийском языке...

Подробнее...

О сектах между прочим

  "Секта религиозная (лат. secta - замкнутая группа людей), обособленная группа верующих, отошедших от той или иной церкви или общины. Термин "секта" не прилагается к старообрядческим согласиям и толкам. Иногда сектами...

Подробнее...

Об оккупационных режимах, партизанах и спецназе

Введение Четвертая Мировая война уже идет. Она пришла на смену Холодной войны в тот день, когда рухнул Советский Союз, когда Соединенные штаты америки получили безраздельное военное господство над Миром. С 2001...

Подробнее...

История

Войсковой кинематограф

Журнал "Разведчикъ", 1911 г. На одном из последних заседаний общества ревнителей военных знаний отставной артиллерийский подполковник Н. В. Волков, взойдя на кафедру и положив пред собою тетрадку, очень бегло прочел целый...

Подробнее...

Славянский спецназ

Лет десять назад я увлекся исторической реконструкцией. Мне удалось заразить идеей подводных засад ребят из студии "Ратник". Мы выехали на озеро с довольно прозрачной водой и попробовали сидеть под водой...

Подробнее...

Вздох пластуна

(Две заметки о проектах реформы экипировки казаков-пластунов - ВР)

Подробнее...

Полет на "Протоне"

Об ОКБ подводной техники Санкт-Петербургского морского технического университета я уже писал. Это ОКБ более 40 лет занимается разработкой ПСД для спецназа ВМФ. На этот раз, я заехал к старым знакомым...

Подробнее...

Накидывание аркана

(Забытое, но полезное искусство - ВР)

Подробнее...

Охотничьи команды

Журнал "Военный вестник" №10 за 1940 г.Воспоминания советского офицера перед началом ВОВ о жизни одного из дореволюционных разведывательных подразделений войсковой разведки - "охотничей команды" (ВР).

Подробнее...

Обучение

Определение времени по компасу

1. ПРИ ПОЛНОЙ ЛУНЕ Время вычисляется как по Солнцу, т.е. определяется азимут на светило и далее по формуле: Время=а/15°+1

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №5 1944г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 5 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1944  

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №9 1945г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 9 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1945     Генерал-майор СУРИН С. И. Подполковник МАЛАХОВ Я. Я. ВЛИЯНИЕ ЗИМНИХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ТЕХНИКУ ...

Подробнее...

Применение собак в разведке

Отыскивая противника или действуя в его расположения, разведчик должен распознавать приближение немецких солдат по разным...

Подробнее...

Передвижение и маскировка разведчика

В брошюре дается описание способов действий разведчика на местности и приёмов маскировки с учётом опыта...

Подробнее...

Храм праздничной радости среди сугробов снежной пустыни

Человечеством накоплен гигантский опыт выживания в экстремальных условиях. Каких-нибудь 20-30 лет назад походы зимой в...

Подробнее...

Художественная литература

Учение

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА рассказ из книги прозы "72 метра" СПб, Инапресс, 2001 г  

Подробнее...

Разведчики

Книга Валерия Куплевахского посвящена Советской Армии

Подробнее...

Пройти через огонь

Документальные повести о военных разведчиках 1983г. Читателям известны документальные книги Александра Вольфа "В чужой стране", "Дремучие...

Подробнее...

Показуха

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА Что для армии показуха? Для командования части - возможность порадовать вышестоящее начальство какими-нибудь...

Подробнее...

Всем смертям назло

Орден Славы трех степеней орден Красной Звезды и восемь медалей - боевые награды участника Великой...

Подробнее...

Захват

"И сердце черное тюльпана Таится в алых лепестках" Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф. ХП век

Подробнее...

О частях Рейхсвера подготовка личного состава для горных дивизий осуществлялась главным образом в VII военном округе, объединявшем в период 1919-1935 гг. I, II и III Баварские округа. Специально выделенные подразделения проходили сборы в горных лагерях. Личный состав этих подразделений брали на учет с целью использования его в будущем в качестве проводников. Кроме того, руководители Рейхсвера всячески внедряли и поощряли горный спорт среди населения горных и близлежащих к ним районов. Все альпинисты учитывались VII военным округом и призывались преимущественно в горные части. Таким образом, наличие подготовленных до 1935 г. резервов позволило немцам во время развертывания армии быстро сформировать несколько егерских (горно-стрелковых) дивизий.


Дальнейшая подготовка горных частей проводилась на территории оккупированной Австрии, имеющей пятидесятилетний опыт военного альпинизма. Однако, несмотря на большие возможности, качество обучения горных войск после 1938 г. значительно снизилось. Объясняется это общей спешкой в подготовке германской армии к войне. Кроме того, немецкое командование считало, что не все солдаты горных частей в одинаковой степени должны обладать горной подготовкой. Общая программа была разделена на два различных по объему раздела: один для горных проводников и офицеров, другой, менее трудный,- для остального состава горных дивизий.
Одиночная подготовка горных егерей начиналась на равнине, а затем переносилась в горы. В первый период обучения горные егеря знакомились с военным альпинизмом, а зятем овладевали приемами скалолазания. Из числа обучаемых, лучше усвоивших курс огневой и тактической подготовки, а также начальный курс военного альпинизма, отбирались кандидаты в горные проводники, которых обучали отдельно. В середине января солдаты горных дивизий выводились на высокогорные стоянки для15-20-дневной практической подготовки в зимних условиях. Особое внимание в этот период уделялось действиям на лыжах.
К горным егерям предъявлялись такие же требования, как и к курсантам военных училищ. Кроме того, они должны были обладать достаточной физической выносливостью, необходимой для преодоления скал и подъемов большой трудности, уметь преодолевать их с наименьшей затратой энергии, водить в горах вьючных животных и подгонять вьюки, иметь навыки полного самообслуживания.
Следует отметить, что, начиная с 1941 г., программные требования к подготовке личного состава горных войск и качество самой подготовки еще более снизились. Некоторые солдаты горных дивизий, действовавших на Восточном фронте и в Италии, по получении общей одиночной подготовки всего лишь по несколько раз всходили на труднодоступные горы, после чего направлялись в действующую армию.
До начала войны в комплекс торной подготовки егерей включалось освоение технических приемов движения и преодоления трудных участков, а также изучение правил сохранения своих сил и здоровья. В связи с тем, что комплекс считался довольно сложным, немцы стремились пробудить у солдат интерес к альпинизму как к спорту. На офицеров возлагалась обязанность - в ходе обучения всячески поощрять и развивать у подчиненных этот интерес. Для этого устраивались восхождения на горы и прогулки на лыжах с целью увеселения и отдыха.
Методика обучения строилась так, что физическая нагрузка и технические требования возрастали постепенно. Это вырабатывало у егерей необходимую уверенность в себе при действиях в горах.
Немецкое командование считало, что в трудных условиях обучения быстрее проявляются основные черты характера человека, и требовало от офицеров-инструкторов, чтобы, в процессе учебы они отбирали наиболее подходящих людей на должности унтер-офицеров и проводников.
Степень обученности солдат горному делу определялась трудностью местности, которую они могут преодолеть в определенный отрезок времени. Поэтому требовалось, чтобы приобретаемые солдатами знания в альпинизме закреплялись на практике.
Для учебных целей горная местность делилась на пять категорий:

  1. легко проходимая местность - без троп, но с мягко выраженным рельефом; хождение возможно без страховки;
  2. местность "малой трудности" - с наличием крутых склонов и скал, где не исключена опасность падения, но двигаться можно без помощи рук;
  3. местность "средней трудности" - с наличием скал и крутых травянистых склонов, требующих при восхождении помощи рук даже от опытного альпиниста, но выбор пути движения еще не труден;
  4. местность "большой трудности" - такая же, как и местность "средней трудности", но выбор пути движения на ней настолько усложнен, что от солдата требуется большой опыт альпинизма (однако самое передвижение еще возможно без альпинистского снаряжения);
  5. местность "наибольшей трудности" - участки гор с отвесными и труднопреодолимыми скалами, где восхождение без альпинистского снаряжения невозможно.

Обучение считалось законченным, когда солдаты могли передвигаться по местности любой трудности с соблюдением определенного порядка (дисциплины, маскировки и пр.) и максимального сохранения сил, чтобы в любой момент быть в состоянии вступить в бой. Для этого обучающим рекомендовали не совершать восхождения форсированным темпом, обходить крутые подъемы и пр.
Программой подготовки горных войск предусматривалось изучение правил подъема в горы и спуска с них. Знанию этих правил придавалось такое же значение, как и воспитанию выносливости организма. Сущность их сводится, по мнению немцев, к следующему:

  • На крутых подъемах к помощи рук надо прибегать только в случаях крайней необходимости, например, чтобы задержаться при потере равновесия или оттолкнуться для подъема.
  • Если приходится взбираться при помощи четырех конечностей, то необходимо соблюдать ритм (конечности должны работать согласованно) и равновесие. Дыхание должно быть спокойное.
  • Опоры для рук и ног следует выбирать тщательно; перед тем, как ими воспользоваться, опробовать их. При этом надо держаться на трех конечностях, а четвертой выбирать очередную опору.
  • Спуск спиной к скале допустим лишь в том случае, если скала не особенно крутая и имеются места для упора ног. Спуск по крутой и гладкой скале производится только лицом к ней и плотно прижавшись всем телом.
  • Особенно надо быть внимательным при спуске по травянистому скату, где много всяких неожиданностей. При этом опираться ногами в отдельно растущие кустики травы нельзя. Стопу ноги нужно плотно прижимать внутренней стороной к поверхности ската. Если таких кустиков нет, надо врываться в землю каблуком (а при подъеме - носком). Хвататься руками за траву не рекомендуется ни при каких обстоятельствах.
  • На всем протяжении спуска по склону любой крутизны скользить нельзя. Это можно делать, только находясь уже недалеко от основания горы. Для этого важно уметь менять направление скольжения (в движении), тормозить и останавливаться при помощи альпенштока или ледоруба. Скольжение на "кошках" по фирну и льду не допускается.
  • По мнению немцев, следует обращать серьезное внимание на обучение солдат умению быстро восстанавливать силы, т. е. правильно организовывать свой отдых и питание, устраиваться па отдых и ночлег в любое время года, при любой обстановке и погоде, варить пищу и пр.
  • Место привала (даже кратковременного) следует тщательно осматривать, выясняя, не угрожает ли войскам обвал камней или снега. Для защиты от холода нужно строить навесы (у надежных скал), снежные хижины, шалаши, а ложе для сна поднимать повыше от земли. Чтобы предохранить тело от холода, необходимо обертываться бумагой. В очень холодную погоду, когда возникает опасность замерзания, спать не разрешается; командир должен принять все меры против сонливости.
  • Одежда всегда должна быть сухой. Нельзя одеваться настолько тепло, чтобы во время переходов тело покрывалось испариной.
  • Широко внедрялось мнение, что обвалы, оползни, пурга, щели во льду, гололедица и темнота могут причинить более серьезный урон, чем огонь противника. Безошибочно предвидеть эти опасности и своевременно избежать их - таковы принципиальные требования, предъявляемые к практической подготовке проводников, которые обычно несут ответственность за сохранение людей. От солдат же требовался лишь определенный минимум знаний по самозащите от опасностей, связанных с плохой погодой.
  • Велика также опасность полного или частичного обморожения и временно выводящей из строя "горной болезни", которая является результатом физической реакции на высоту. Поэтому солдат нужно постепенно акклиматизировать, а тех, кто подвержен головокружению на высоте, не зачислять в горные части.

Таковы основные правила, которыми немцы руководствовались при обучении горных войск.

Для того чтобы солдаты умели ориентироваться на местности, их знакомили с компасом, уклономером и высотомером. Хорошим способом ориентировки считалось запоминание пройденного пути. Для выработки памяти практиковалось устное описание пути до пункта назначения.
Лыжная подготовка, по высказываниям немцев, способствует выполнению задач, возникающих в горной местности зимой, закаляет тело, развивает ловкость, приучает солдат к горам и к опасностям, воспитывает мужество, твердость характера, выносливость. Поэтому весь личный состав горных частей обязательно проходил лыжную подготовку. Опорой командира в этом деле были солдаты, которые еще до службы в армии хорошо ходили на лыжах.
Особенное внимание уделялось обучению ходьбе на лыжах унтер-офицеров и офицеров. Обычно они начинали тренировку на равнине, после чего тренировка продолжалась на местности большей трудности.
Новобранцы, которые хорошо владели техникой ходьбы на лыжах, проходили программу военной лыжной подготовки полностью, с тем чтобы, усвоив ее, стать затем инструкторами лыжного дела.
Действовать на лыжах в бою горные егеря обучались во время учебных сборов.
В конце программных занятий по лыжной подготовке начиналась тренировка в ходьбе с полной выкладкой. Тренировочные занятия проводились на основе соревнования, однако обучающихся предупреждали о необходимости избегать чрезмерного напряжения сил.
Чрезвычайно высоко оценивались умелые действия лыжных дозоров в бою. Поэтому ежегодно немцы проводили соревнования на лучшие действия дозора на лыжах.
Командование немецкой армии считало, что для успешного передвижения в горах специальных и полевых войск требуется достаточное количество горных проводников. В категорию горных проводников входили все офицеры горных дивизий, лучшие солдаты горных частей, а также личный состав горных учебных лагерей, учебных групп альпинистских добровольных обществ и весь персонал высокогорных батальонов. Все горные проводники, в том числе и офицеры, пользовались некоторыми преимуществами в продвижении по службе.
Отбор из солдат кандидатов в проводники производился во время одиночной подготовки, после чего они направлялись на специальные курсы, где первоначально проходили трудные испытания, в процессе которых и происходил окончательный отбор.
Метод обучения проводников был строго индивидуальный. С этой целью к каждому инструктору прикрепляли не более 15 человек. В программу обучения кандидатов в проводники включались лишь перечисленные вопросы, но занятия проводились в более сложных условиях. Будущие проводники совершали трудные восхождения, тренировались в качестве ведущих при движении звеном (а при спуске - в качестве замыкающих), обучались хорошо ходить на лыжах с полной выкладкой по любому снегу. Однако виртуозности в этом деле от них не требовалось. Наоборот, им рекомендовались несложные, повороты и осторожная езда, ибо проводник - не спортсмен, а горный солдат. В подготовке делался упор на умение выбирать легкие и безопасные пути движения, точно ориентироваться в условиях плохой видимости, хорошо читать карту, выбирать по ней безопасные маршруты, чертить схемы, определять (высотомером) высоту подъема на гору, оказывать первую помощь или организовывать ее и т.д.
Курсанты, не усвоившие курса, отчислялись, но при наличии времени для повторного прохождения его - снова допускались к занятиям. Удостоверения об окончании курса выдавались на основании доклада инструкторов. Решающее значение при оценке окончивших курсы имела дисциплина. За недисциплинированность проводники лишались удостоверения.
Проводники, возвратившиеся в часть с курсов, распределялись по подразделениям и либо находились вместе со всеми солдатами, либо сводились в отдельные команды. Часть из них направляли в высокогорные пехотные батальоны, которые использовались там, где обычные горные части не могли выполнить боевую задачу. Проводники распределялись по частям с таким расчетом, чтобы на каждого из них приходилось три пехотинца. Такое же соотношение соблюдалось и в спецподразделениях, но в последних, кроме того, специализировались на проводников и свои солдаты. Офицеры и унтер-офицеры горных дивизий возвращались с курсов в свои части. Офицеры, не прошедшие курсов проводников, не назначались на должности в горные дивизии.
К офицерам тех пехотных подразделений, которые получали боевые задачи на действия в горах, в качестве консультантов прикомандировывали проводников. Офицер обязан был считаться с ними независимо от их ранга (хотя ответственность за безопасность движения с офицера все равно не снималась).
Проводники, приданные пехотным дивизиям, как правило, производили инженерную разведку дорог и мостов, определяли их пропускную способность, а также время и количество средств, потребных на их улучшение или восстановление.