Разведотделы штабов

Практика показывает, что деятельность разведывательных отделов некоторых штабов отстает от боевых событий, поэтому методы их работы должны быть более гибкими.

 

 

Нет нужды доказывать, что штабу необходимо располагать возможно более полными данными о противнике. Но в первую очередь нужны сведения, позволяющие командиру принять то или иное решение на ближайший период боя.
Зачастую командирам разведывательных органов высшего штаба становится известным решение командования до отработки боевого приказа, и все же распоряжения по разведке спускаются в нижестоящие штабы вместе с боевым приказом. В результате последние не в состоянии организовать разведку и выполнить поставленную задачу в срок, так как они не располагают для этого временем.
Такое положение нетерпимо. После того как разведчикам высшего штаба станут известны хотя бы общие контуры предполагаемых действий противника (или своих частей), нужно тотчас же согласовать с командованием задачи на разведку и, пользуясь всеми средствами связи, немедленно довести эти задачи до нижестоящих штабов. Одновременно надо добиваться, чтобы задачи доходили до непосредственных исполнителей в минимально короткий срок. Женское счастье это официальный женский сайт обо всем, содержащий полезные советы для женщин female-happiness.com Наш сайт для девушек готов стать близкой подругой и доброй советчицей и для тебя, чтобы на каждой страничке ты своевременно получала консультации и рекомендации специалистов.
Оформление планирующих документов может производиться и после того, как задача поставлена, так как основное назначение их - учет распределения сил и средств разведки.
Нередко нижестоящие штабы запаздывают с передачей отчетных и информационных документов по разведке. Происходит это потому, что их составители считают добытые о противнике сведения недостаточными и ожидают поступления новых, так сказать, более достойных внимания начальства. В результате задерживается оформление данных о противнике на всем участке, это влечет за собой весьма нежелательные последствия.
Нужно твердо запомнить истину, что узнать о противнике все сразу невозможно, и всегда стремиться как можно скорее обработать и передать по назначению те сведения, которые уже имеются. Это тем более важно в современной войне, так как в силу ее большой маневренности обстановка меняется чрезвычайно быстро и первоначальные данные теряют свое значение, если они переданы с опозданием. Наращивать данные о противнике надо непрерывно, используя для этого все способы и средства.
Следует считать ненормальным и такое положение, когда во время боя командиры разведывательных органов высших штабов буквально не отходят от телефона (рации), настойчиво требуя свежих данных о противнике. Эти запросы зачастую ничем не регламентированы. В результате командиры нижестоящего штаба, выславшего разведку, отрываются от работы, нервничают, не успевают собрать и оформить добытые сведения и вынуждены передавать их, как говорится, "из рук в руки", без предварительной обработки и своих выводов. Выход из такого положения состоит в том, чтобы низшие штабы строго выдерживали сроки передачи разведсводок, информации и донесений, указанные в приказаниях, а высшие штабы по возможности сократили внеочередные запросы. Кроме того, нужно обиться, чтобы всякий доклад по телефону (радио) подтверждался документом, который поступает в вышестоящий штаб позже.
Пленные и документы противника должны направляться в вышестоящий штаб как можно скорее. В штабе полка и в штабе дивизии пленным следует учинять допрос лишь в рамках, интересующих командование на текущий период боя. Показания пленных и содержание документов необходимо докладывать по телефону сразу же после того, как они будут отработаны.
Нельзя докладывать по телефону данные о противнике, именуя открытым текстом координаты закодированной карты, ибо противник всегда подслушивает и, зная, что его нумерацию именуют определенными (одной или несколькими) координатами, легко может расшифровать всю кодировку карты. Например, из нижестоящего штаба докладывают: "Пленный 1/23 пп, захваченный в районе... (координаты), показал..." Зная две координаты, противнику нетрудно определить и нанести условную сетку координат всей карты нашего командования.
Некоторые штабы совершенно не беспокоятся о создании резерва разведки. В погоне за тем, чтобы поскорее добыть побольше данных о противнике, они используют все наличные силы разведподразделений. В результате в критический момент, когда разведку нужно выслать обязательно, людей не оказывается: они или выполняют задачу или находятся на отдыхе. Надо, наконец, научиться так распределять задачи между линейными и разведывательными подразделениями, чтобы всегда иметь в резерве не менее трети состава разведподразделений. Этот резерв должен использоваться лишь в крайних случаях, когда создается обстановка, не терпящая ни малейшего отлагательства в определении сил и намерений противника. Вообще же разведывательные подразделения надо использовать только для выполнения особо важных задач разведывательного характера. Применять их для других целей недопустимо. В результате потерь часть может оказаться без средств разведки. Подготовка же новых бойцов-разведчиков, а тем более командиров, является делом значительно более кропотливым и сложным, чем подготовка военнослужащих любой другой специальности.
Иногда замысел противника разгадывается лишь после того, как он начал претворять его в жизнь. Это - большой минус в работе органов разведки штабов. Задача каждого штабного командира-разведчика состоит в том, чтобы своевременно определить, где, когда и какими силами враг намерен действовать, чего он хочет добиться и, хотя бы предположительно, каким способом (метод ведения боя).
Если разведывательный отдел штаба не может ответить на указанные вопросы еще до того момента, как противник начнет осуществлять свой замысел, поневоле напрашивается мысль, что командиры этого отдела не обладают необходимой для работы прозорливостью, не способны по отрывочным разведывательным данным представить целое.
Разведорганы общевойсковых штабов подчас не обращают достаточного внимания на взаимодействие в разведке со штабами артиллерийских, танковых, инженерных и других частей. Между тем эти войска ведут разведку "на себя" и располагают некоторыми сведениями о противнике. Обязанность общевойскового штаба состоит, во-первых, в том, чтобы наладить обмен этими данными и, во-вторых, регулярно ставить штабам технических родов войск конкретные задачи по разведке, нацеливая на то направление, которое интересует командование в ближайший срок.
Захваченные в плен солдаты и офицеры противника являются, как известно, ценным источником получения необходимых данных. Поэтому каждый командир-разведчик должен уметь не только целеустремленно поставить им вопросы, но и заставить отвечать на них. При этом важно учитывать, с каким пленным имеешь дело: солдатом или офицером, и, исходя из этого, определять круг вопросов. Бесполезно, например, спрашивать рядового солдата о планах и замыслах командования крупного соединения, так как он этими знаниями не обладает. Среди пленных немало людей, отравленных фашизмом до мозга костей. Эти пленные иногда или вовсе отказываются отвечать на заданные вопросы, или ложными показаниями пытаются скрыть истинное положение своей части и дезинформировать наше командование. К данным такого "языка" следует относиться очень критически.
Немалую роль в получении сведений о противнике играют хорошо организованные и правильно руководимые команды "охотников". Проникая в неприятельские: тылы, они нападают там на штабы батальонов, полков и дивизий и уносят с собой ценные боевые документы. Захватив пленных, они там же на месте учиняют им допрос, получают сведения о войсковом тыле, раскрывают планы фашистского командования. Правда, с "охотниками" весьма трудно, а подчас и невозможно поддерживать связь. Поэтому они должны получать ограниченные задачи, рассчитанные на быстрое возвращение. Только иногда таким командам можно ставить задачи на уничтожение складов боеприпасов, баз горючего, мостов и т. д.
Иногда в результате произведенной перегруппировки войск высланный разведывательный орган оказывается в полосе действий другого соединения. Командиру-разведчнку не следует этим смущаться, а продолжать выполнение поставленной задачи в том районе, куда он был послан. Возвратившись, командир всегда найдет свою часть, если последняя была передислоцирована.