Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле

В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней были кратко, в форме пословиц, поговорок и метких образных выражений сформулированы основные воинские правила для солдат.

Милостивый Государь, г-н Издатель!
Ни одним из современных военных авторитетов, исключая генерала М.И. Драгомирова, не выяснены так отчетливо и доступно сущность, дух требований от армий вашего времени; никто, кроме его, не умел так ясно выразить то, чем должен быть истинно военный человек. Но не каждый офицер имеет возможность познакомиться со всеми сочинениями Михаила Ивановича. Это-то обстоятельство натолкнуло меня на мысль сгруппировать те места из его сочинений, в которых наиболее отражаются его идеи. Популяризировать эти идеи между военными - вот цель "Офицерской Памятки".
Д.Н.Трескин. Спб., 1892.

Воспитание войска

 

==================================================


из книги генерала Василевского (?)

Очень высоко ценил русского солдата. Ему присуще, писал он, "полное отсутствие какой-либо позы, рисовки". "Добродушие с примесью своеобразного юмора составля-ет отличительную черту его". "Уметь страдать, уметь умирать - вот основные солдатские доблести, свойствен-ные русскому солдату в высокой степени". Русский сол-дат предрасположен к повиновению, "мягок, восприим-чив, предан безгранично начальству, и потому обучение его военному ремеслу чрезвычайно легко, если только оно ведется спокойно, терпеливо, без запугивания, обре-менения не идущими к делу мелочами и, в особенности, без пиленья. Последнего он не выносит".
Офицеру нужно заслужить доверие солдат. Его мож-но приобрести, писал Драгомиров, "характером, знани-ем дела, заботливостью о солдате и, наконец, всяческой справедливостью, в том числе соразмерностью налагаемых взысканий. Результатом доверия является тот благородный, единственно достойный и единственно полезный в бою страх, который побуждает солдат дрожать за успех дела, развивает в них горячее желание положить себя для достижения этого успеха, развивает в них, если можно так выразиться, армейский патриотизм".
Некоторые другие суждения М. И. Драгомирова, име-ющие отношение к дисциплине и воинскому порядку, оставшиеся не прокомментированными автором. "...Де-лите с солдатом труды и лишения в мирное время, когда служба вас сталкивает вместе, если хотите, чтобы он был сердцем и душою вашим в военное время: солдат не щадит себя только для офицера, который сам себя не щадит на службе. И только тогда самоотвержение солда-та становится безграничным". Офицер должен "уметь установить свои отношения к солдату так, чтобы эти от-ношения способствовали делу воспитания и образования солдата". Помни: "излишняя суровость отдаляет солда-та от офицера; излишняя доступность зауряд обращает-ся в "амикошонство", от которого и до преступления совсем недалеко". "Чем больше со стороны офицера бу-дет теплоты, участия, терпения, тем легче он найдет до-ступ к сердцу и сознанию молодого солдата; в таком слу-чае лучше пойдет его воспитание и образование, ибо он уверует в офицера, и, уверовавши, во всем послу-шает".
"В мирное время близость офицера к солдату обес-печит правильное воспитание последнего и оградит его от вредных влияний... В военное время - эта близость послужит той внутренней спайкой в армии, которая сде-лает самоотвержение ее безграничным".
"Армия, в которой офицер пользуется доверием сол-дата, имеет на своей стороне такое преимущество, кото-рое не может быть приобретено ни численностью, ни со-вершенством техники, ни чем-либо иным, это - высшая степень совершенства армейского организма".
Офицер должен быть тверд в тех основах, на коих зиждется воспитание солдата, а эти основы суть: 
1) преданность Родине до самоотвержения; 
2) дисциплиниро-ванность; 
3) вера в нерушимость (святость) приказа-ния; 
4) храбрость (решительность, неустрашимость);
5) решимость безропотно переносить труд, холод, голод и все нужды солдатские; 
6) чувство взаимной выручки.
Первая группа черт - преданность Родине, дисципли-на и вера в нерушимость приказа "должны и могут окон-чательно утвердиться в выпускниках из училищ; при малейшем колебании в одной из этих основ молодой человек не может быть допущен до офицерского звания; пребывание такого офицера в воинской части с первых же дней может оказаться пагубным и для него самого, и для вверенных ему солдат".
Вторая группа черт, каковы: храбрость, решимость переносить безропотно тяготы службы, чувство взаимной выручки, не всегда могут развиваться на школьной ска-мье", но офицер может и должен выработать эти каче-ства впоследствии, находясь на военной службе.
Словом, не каждый, окончивший училище, может быть достоин офицерского звания. Поэтому лица, от которых зависит "последнее слово "достоин" или "не достоин" производства в первый офицерский чин, берут на себя большую нравственную ответственность за каждого произведенного в офицеры с заведомо неустойчивыми нрав-ственными основами".
"Отдельный боец бережет патроны. Г.г. офицеры! Ваши патроны - люди: берегите патроны". "Желал бы видеть поменьше заботливости о личных удобствах и по-больше об удобствах масс (солдат)".